Определите предмет, задачи, методы возрастной психологии.. Теоретическое и практическое значение.

Определите предмет, задачи и методы возрастной психологии. Теоретическое и практическое значение. Возрастная Психология – это отрасль психологических знаний, изучающая этапы и закономерности развития психики и личности в онтогенезе. Объектом возрастной психологии являются психика и личность человека. Предметом- целостное развитие личности. Задачи теоретические: 1) изучении е факторов и закономерностей психического и личностного развития нормального здорового человека. 2) Изучения взаимоотношений между людьми разного возраста. 3) Измерение изменений, которые происходят в психическом и личностном развитии человека на определенном этапе жизни. 4) выявление особенностей осознание человеком собственной жизни и своего места среди других людей. Практические задачи: 1) Изучение теоретико-методологической литературы и основных точек зрения зарубежных и отечественных психологов. 2) Подбор адекватных методик. 3) Определение в выборке исследования. 4). Анализ результатов исследований и его математическая обработка.  Структура В.П. (разделы). Раздел- это структурный компонент науки, раскрывающий те или иные особенности человека на определенном этапе жизни. Включает 5 разделов: 1) психология детства- период жизни от 0 до 11 лет. Здесь изучают период новорожденности 0-2 месяца. Младенчества от 2-х месяцев до 1 года, раннее детство от 1-3 года, дошкольный период 3-6,7лет, младшее школьное детство до 11 лет. 2) Подростковый (от 11 до 15 лет). Этап перестройки личности. 3) Юности (от 15 до 25 лет). Этап профессионального самоопределения. 4)  Акмеология –наука о зрелом человеке ( с 25 до 60 лет). 5) геронтология –наука о старении ( с 60 лет и выше). В каждом разделе человек рассматривается с 4 позиций: 1) социальная ситуация развития на каждом возрастном этапе (это то окружение, которое влияет на психологическое личностное развитие, ввел Выгодский). Это семья, сверстники, значимые люди, СМИ, социально-культурные традиции. 2)Психологические новообразования – ввел Выгодский.   Это + или – изменения в личности человека. 3). Ведущий вид деятельности- ввел Леонтьев. Это та деятельность, которая является доминирующей на определенном этапе жизни. 4). Позиция группирования или общения – ввел Петровский. Это стремление человека к общению.  В разделах рассматриваются факторы, определяющие психическое развитие: 1) биологический (наследственный) –конституция тела, сила ЦНС, темперамент, и т.д.  2) Социальный- воспитание в семье, сверстники, учителя. 3) Психологический- развитие познавательных возможностей, овладение навыками; развитие личностных основ – произвольность поведения, умение управлять им и т.д.  И такие факторы: Эпоха, культура, язык, деятельность человека, экология. Методы ВП Метод- конкретный путь исследования.  Выделяют 3 группы методов: 1) организационные –первичного обследования. Сюда входят : а) лангитюдный метод- когда психолог наблюдает за ребенком и в дневник записывает все как он себя ведет; длительный б) близнецовый –исследование пар близнецов, как они развиваются. В) комплексный- работают несколько специалистов: медики, педагоги, физиологи. Г) сравнительный -сравнение

разных возрастных групп или сравнение по полу.  2) Эмпирические методы (опыт познания), наблюдение, самонаблюдение, анкеты, тесты, эксперименты, социометрия (взаимоотношение в группе), беседы, интервью,

библиографические методы –через книги, стихи, биографический метод (биография),

анализ продуктов деятельности. 3) коррекционные методы (восстановительные)- методы восстановления, используются когда идет западание в чем-то:  1)  комплекс упражнений для развития познавательной сферы, 2) тренинги- направленные на улучшение какого либо состояния, 3) аутотренинг- восстановление физических, психических состояний с помощью самовнушения, 4) психодрама- проводится по причине, например аварии, 5) психоанализ- направлен на коррекцию прошлого эпизода жизни, связанного с какой либо травмой, 6) гештальттерапия- восстановление утраченного (запоминание стихов с помощью рисунков), 7) сказка-терапия, 8) аниматерапия- терапия с животными, для перестройки качеств завести животное, 9) анималотерапия- терапия фильмом, мультипликацией, 10) арт-терапия- терапия искусством, рисунки, аппликации (то, что тревожит, рисуем и лепим), 11)иппотерапия- терапия с помощью лошадей (прокатившись, выработал адреналин, страх прошел). Этапы развития науки: 1) зарождение науки –связан с возникновением идей о развитии чел_ка в древности (Аристотель, Платон, Гиппократ). 2) эпоха возрождения- активно развиваются точные науки (Демокрит). 3) начало 19 века. Зарождается В.П. как наука за рубежом и в России. 4). 1907-1917 гг- этап разработки методологии. Определяются принципы науки, разрабатываются методы исследования и созываются впервые съезды психологов, выходят серии психологических книг. 5) Этап консолидации (объединения) до 1928 года, идет объединение и течение направлений психологий. Выделяется 2 критерия : биологизаторский и социагинетический, открываются лаборатории в России (Бехтерева, Челбанова). Выходят работы Выгодского. 6) Этап нападок на науку до 60-х годов. Разделение её на 2 лагеря: 1- легальная В.П., ученые, которые работают открыто и свои работы осуществляют по соц_ заказам. 2- нелдегальные- люди эмигрировали за границу, либо изучали труды, которые были неугодны государству. 7) возрождение ВП (до 90-х годов 20 века). Активизируются практические исследования, открываются факультеты психологии, кафедры, издаются спец_ пособия и ВП включается в учебный план ВУЗов   8) современное состояние науки (конец 20 начало 21 века). Расширяется структурное содержание науки, происходят исследования разных возрастных групп, их особенности, условия развития и описывается психология помощь на каждом возрастном этапе.