Особенности подросткового периода

С прогрессом развития технологий связано расширение временных рамок подросткового возраста — период между младщим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится всё более заметной и я вляется каким то особым способом существования между детством и взрослостью.

Анализируя подростковый период, А.А.Реан пишет о том, что одной из главных характеристик возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок всё больше входит в жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В то же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

Тайсон Р. и Тайсон Ф. рассматривают подростковый возраст как период вторичной индивидуации ребенка, которая включает в себя два взаимно переплетающихся процесса:

  • отделение, или сепарация;
  • отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.

С.И. Розум говорит о том, что поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а так же сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Дейниченко Л.Б. пишет о том, что основная проблема подростков — это установление равноправных взаимоотношений с взрослыми в связи с появлением специфического новообразования самосознания подростка — чувства взрослости. Именно в подростковом возрасте начинает укрепляться протест против диктата взрослых, обостряется потребность эмансипации от родителей, что часто становится причинои нарушения подростками нормативного поведения.

А.А. Реан отмечает, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности. Он же указывает на то, что в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

А.Г.Маклаков констатирует, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

А.А.Реан указывает на то, что в подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Он же обращает наше внимание на то, что развитие эмоциональной сферы протекает очень бурно: для подростков характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — всё это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Дандарова Ж.К. пишет о том, что в возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

Ж.К.Дандарова указывает на то, что в мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Она же говорит о том, что существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. Учёба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Этот же автор утверждает, что другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

А.А.Реан и Е.И. Петанова указывают на то, что подростковый период очень важен в развитии Я — концепции, в формировании самооценки, как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я — концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Д.И. Фельдштейн указывает на то, что психологические задачи формирования личности подростка обусловливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию от родителей. Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, однако в целом большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.

С.И. Розум пишет о том, что стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается так же образование смешанных подростковых групп.

Он так же указывает, что актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако, по мнению автора, полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку ещё не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои права и поступки.

С.И. Розум отмечает, что на формирование личности в подростковый период существенное влияние оказывает процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающийся изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры. Всё это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в этот период неуклюжими, неловкими.

Розум С.И. говорит о том, что одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростков. Появляются вторичные половые признаки. Так у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

А.А. Реан указывает на то, что в связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.

Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина и Т.Ф. Велента приходят к выводу, что подростку предстоит проити свои кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли дочери или сына становится уже недостаточно для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в её стабильности и надежности.

Таким образом, те качества и свойства личности, с которыми ребенок подходит к подростковому возрасту, в этот период качественно изменяются и перестраиваются. Подросток как бы систематизирует и фильтрует полученные ранее навыки, знания и способы взаимодействия, пропускает через призму своих ценностей и потребностей. Фактически в этот период что-то добавить и привнести уже поздно. Единственным социальным институтом, который реально еще может влиять и вносить коррективы в выстраивающуюся систему, является семья. Но положительное воздействие становится возможным только в случае сохранения дружеских и доверительных отношений между родителями и подростком.

Анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения практически всех сфер личности ребенка. Происходит дальнейшее развитие познавательных процессов: наиболее существенные изменения наблюдаются в интеллектуальной сфере. Бурно протекает развитие эмоциональной сферы: характерна резкая смена настроении и переживании, повышенная возбудимость, импульсивность. Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы: она приобретает иерархический характер, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Наблюдается повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Так же наблюдается возникновение мотивов и потребностей, обусловливающих различные поведенческие отклонения, такие как наркомания, курение, алкоголизм, преступное поведение. В этот период у подростков активно формируется самосознание, самооценка и в целом Я — концепция.