Развитие личности в зрелости

Под  зрелостью  личности  понимается,  прежде  всего,  социальная  зрелость, которая выражается в  том,  насколько  адекватно  понимает  человек  своё  место  в обществе, каким мировоззрением или философией  руководствуется,  каково  его отношение к общественным институтам  (нормы  морали,  нормы  права,  законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему долгу.

Социальная зрелость включает в себя зрелость:  гражданскую,  т.е.  осознание своего долга перед родиной,  народом,  обществом,  ответственность  за  свой труд; идейно-политическую; моральную  –  понимание,  принятие  и  реализацию норм морали, наличие развитой совести готовность действовать в  соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить  и чувствовать ответственность в любви,  в  построении  семьи  и  её  будущего; эстетическую –  достаточно  развитую  способность  воспринимать  в  тех  или других его проявлениях и формах: в быту, в искусстве, природе.

Социальная зрелость обуславливает  и  предполагает  наличие  психологической зрелости. Не может быт полной психологической зрелости у социально  незрелой личности,   характеризующейся   инфантильностью   суждений    и    действий, непониманием требований общества  и  т.д.  нельзя  очень  точно  «привязать» начало зрелости к определённому возрасту.

Полноценно развитая зрелая личность характеризуется  хорошо  интегрированной, цельной  психологической  организацией,  единство   которой   обеспечивается единством  изменяющихся  и   развивающихся,   но   достаточно   значительных жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека  и  осознаются  им  не просто  как  личностно — значимые,  но   и   как   объективно   значительные, общественно важные.

Психологические черты зрелой личности:

— выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в  самых разнообразных сферах жизни; тонкая  восприимчивость  к  достаточно  широкому кругу явлений социальной жизни;

—  хорошая  интеллектуальная  активность  в  смысле   постановки   жизненных проблем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решить;

— достаточная эмоциональная чувствительность, которая носит  изобразительный характер, но широка по кругу вызывающих её явлений;

—  мобильность  способностей,  т.е.  умение  реализовать  в   соответствующих действиях присущие человеку потенции, которые он хотел бы раскрыть;

— рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам  самоорганизации.  Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и  нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и  эстетическое  развитие  и т.д.

Развитие личности – это, прежде всего  её  социальное  развитие.  Социальное развитие ведёт за собой психическое  развитие.  Личность  развивается  через включение в системы общественных отношений.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *