Раскройте проблему возраста. Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития человека.

Сам по себе хронологический возраст взрослого человека –вещь малоинформативная. Биологический возраст- средняя вероятная продолжительность жизни человека –значительно варьирует у разных людей.  Социальный возраст – оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. Психологический возраст –указывает на то, на сколько человек адаптирован к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способности к научению, двигательные навыки, чувства, установки и мотивы. Периодизация психического  развития –является системой, отражающей весь процесс жизнедеятельности чел-ка от рождения, до смерти с учетом трех позиций: название периода жизни, ведущий вид деятельности, новообразование. 1) Этнический признак- среди архаичных культур совершенно нет периода младшего школьного возраста и подросткового, по причине раннего включения детей во взрослую жизнь. Среди цивилизованных культур нет подросткового периода  то же по этой же причине. 2) Особенности организма человека (Выгодский,  Блонский). Они обратили внимание на существенные изменения в организме человека –смена зубов, как показатель биологического созревания. Выгодский выделил периодизацию с учетом этого признака и разделил её на три этапа: 1 этап жизни- беззубое детство, 2 этап двузубово детства 3) этап –наличие всех зубов.

1)Основные подходы к проблеме периодизации: Гетчинсон— 5 этапов: 1) от 0-5 лет- этап рытья и копания 2) с 5-11 лет –стадия охоты и захвата (дети нач_ют разграничивать чужих  своих). 3) с 11- 12 лет постушеская (строить домики, делать уголок). 4) с 12-15 лет- земледелия (активно проявляют интерес к природе). 5) с 15-20 лет –торговли  Ш. Бюлер – 5 этапов: 1) с 16-18 лет –нет семьи 2) 18-30 лет – поиск спутника жизни, первичный выбор профессии 3) с 30-50 лет- стадия самореализации в профессии 4) 50-65 лет- этап исчезновения жизненного цикла 5) 65-70 лет- без социальных связей. Фрейд 3 этапа: 1)Либидо –объект -0-1 год, оральная стадия. Ребенок нуждается в постоянной помощи, объекте удовлетворения своей потребности 2) Либидо- субъект- 1-6,7,  и подростковый возраст- концентрация на себе. Делится на 3 а) 1-3 года-анальная стадия (приучение к горшку) б) 3-6,7 лет –фалличекая (опознавание пола), в) 6-7,11,12 –латентная, ведет себя подобно полу. 3)Либидо- объект 15-16 лет –поиск человека, для удовлетворения своих потребностей. 2) признак интеллекта или умственной деятельности Меймон: 1)0-7 лет стадия фантастического синтеза ( с помощью информации предметов, изучают внешний мир). 2) 7-12 лет –начало школьного обучения (высокий уровень осознания деятельности –рефлексия; человек способен впервые осознавать и воспринимать лексическое значение научных понятий), 3) 12-16 лет- Ст-я рассудочного синтеза, где человек формирует операционное мышление и получает глубокие научные представления о мире.; Пиаже: 1) 0-2 года- сенсомоторного интеллекта  (дети знакомятся с предметами через анализаторы и ощущают); 2) 2-11 лет –конкретных операций (осознают предмет: ложка и ей действуют) 3)  с 12 лет- формальных интеллектуальных операций, Клапарет: 1) 0-2 года интеллект + восприятие (интеллект ч/з визуальное восприятие) 2) 2-3 года интеллект + слово , 3) 3-7 лет –интеллект + интересы (появляется любимое дело) 4) 7-12 лет интеллект + спец_ интересы) 3. Нравственное развитие

Кольберг – в основе признак нравственного развития 1) Этап доусловный уровень. Здесь дети оценивают действие, исходя из их последствий. 2) Уровень традиционной нравственности 3) Посттрадиционный уровень. Здесь человек формирует свои действия. Эриксон   1) стадия- младенчество – 0-1 год, ВВД- эмоциональное общение с близкими, новообразование: + базовое доверие к миру, — недоверие к миру (отсутствие мамы) 2)

раннее детство 1-3 года, ВВД- предметноманипулятивная игра- нов_общение + чувство автономности (много игрушек), — зависимость от окружающих. 3) 3-6 лет, дошкольное детство, ВВД- сюжетноролевая игра, нов_обр_ние + формируются лидерские способности и инициатива, — чувства зависимости от окружающих, чувства вины. 4) 6,7- 14,15- подростки и мл. школьное детство, ВВД –учеба, подростки –интимно личностное + общение, Нов: + рефлексия (умение осознавать себя), внутренний план действия произвольность (умение организовывать свое поведение) отр_е  нежелание учиться (когда педагог не нашёл подхода) + формируется чувство ролевой идентичности 5) 15-20 лет – юность, ВВД профессиональное самоопределение,  +Новообразование- чувство идентичности (я способен на это) , — отношение к окружающим. 6) 20-35 лет –взрослость, ВВД трудовая деятельность, семья, нов: + отношение к близким и окружающим, — желание и стремление к изоляции. 7) 35-65 лет –зрелость, ВВД творческая профессиональная реализация, нов: + стремление к саморазвитию и творческому поиску, — стремление к стогнации (покой) стабильности. 8) 65- и выше старость, ВВД отдых, нов: + пересмотр эмоц_ ценностей, мудрость , — отчаяние. Эльконин – наблюдал периодичность смены ведущих типов деятельности: непосредственно-эмоциональное общение(мл-во), предметно-манипуляционная деятельность(раннее дет-во),ролевая игра(дош-к),интимно-лич.(мл.под.), учебно профессиональная деятельность(ст.под-к).Акцент не на метрической, а на топологической характеристике возрастного развития. Выготский составил свою пер-ию в д. возрасте, исключив из нее период юности, что он являлся 1ым возрастом в цепи зрелых возрастов. Новым он считал введение в ее схему критических возрастов.: кризис новорожденного ,младший возраст (2м-1г),кризис 1г,раннее д.(1-3г),3х лет, дошкольный Возраст(3-7лет), 7лет,школьный возраст (8-12)Экризис13лет,пубертат. Возраст(14-18),кризис 17лет.