Теория умственного развития Гальперина

Раскройте сущность теории умственного развития Гальперина.

П. Я. Гальперин известен как создатель собственной психологической системы, отличающейся от других сво­им предметом и методом исследования. Одна из наибо­лее известных теорий Гальперина — планомерно-поэтап­ное формирование умственных действий и понятий.

Созданная П. Я. Гальпериным теория направлена в будущее, так как показывает, каким путем идет образо­вание у человека новых умственных действий, или, гово­ря обобщенно, процесс обучения. Он выделил конкретные условия, учет которых обес­печивает формирование желаемого действия с задан­ными свойствами.

П. Я. Гальперин показал, что дейст­вия сначала формируются как внешние, предметные, а затем переносятся в идеальный план; в результате это­го переноса они претерпевают закономерные измене­ния, в конце которых становятся неузнаваемыми и вы­глядят как собственно психический процесс.

По его мнению, совсем не обязательно строить обучение от простого к сложному, следует идти в соответствии с прин­ципом контрастности, чтобы ребенок постоянно находился в состоянии интеллектуальной бодрости и бдительности. П. Я. Гальперин рассуждает о причинах школьной неус­певаемости, о путях выравнивания результатов обучения через введение новых методов преподавания. Он описы­вает психические особенности учащихся, имеющих раз­ную успеваемость в школе. Им выделены типы учебной мотивации — внешняя, соревновательная и внутренняя. Процесс формирования умственных действий по Гальперину

  1. Ознакомление с составом будущего действий в практическом плане, а также с требованиями, которым в конечном счёте оно будет соответствовать.
  2. Выполнение заданного действия по внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями.
  3. Выполнения действий без посредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесения действия в речевой план означает не только выражения действия речи, но и речевое выполнение предметного действия.
  4. Перенесение громко речевого действия во внутренний план.
  5. Выполнение действия в плане внутренней речи соответствующим его преобразованием  и сокращением, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и  переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков,

Особое место в исследованиях принадлежит процессу формирования понятий.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *