Написание курсовой работы

Работа над темой курсовой работы

После выбора темы и уточнения вопроса исследования следует составить библиографию по данной теме и ознакомиться со специальной литературой. Для этого нужно отобрать из рекомендованного списка литературу по своей теме и дополнить его новыми исследованиями, опубликованными в журналах и монографиях за последние 5 лет.

Далее необходимо подобрать методы и методики исследования. В этом студенту могут помочь рекомендации, помещенные в учебнике «Психология» Р.С.Немова (кн. 3) и др.

Работая над темой, студент исходит из задач, стоящих перед школой на современном этапе; выбранный для изучения вопрос, студент исследует и раскрывает в соответствии с требованиями, предъявляемыми в новых программах к умственному развитию учащегося и к совершенствованию его личных качеств. Так, например, при исследовании тем по развитию памяти младшего школьника особое внимание следует уделить условиям, помогающим формированию в процессе учебной деятельности осознанных способов и приемов запоминания и развитию словесно-логической памяти. В теме «Формирование интереса к учебе у младших школьников в процессе обучения по новым программам» следует раскрыть особенности учебных интересов, возникающие под влиянием содержания и методов обучения по новым программам.



В работе над темами по выявлению тех или других психических особенностей у младших школьников рекомендуется следующая последовательность отбора и анализа фактического материала: студент по учебной литературе изучает особенности проявления исследуемого психического качества; подобрав методы и методику, проводит констатирующее исследование в определенных возрастных группах; сопоставляет данные психологической литературы и результаты своего исследования по каждой возрастной группе, т.е. констатирует уровень развития психических качеств; сравнивает данные, собранные по всем возрастным группам; делает психолого-педагогические выводы.

Например, работая над темой «Особенности произвольного запоминания у учащихся I — Ш классов в процессе учебной деятельности (на уроках чтения)», студент знакомится с теорией вопроса, особо выделяя материал по произвольному запоминанию на уроках чтения. Затем он исследует особенности произвольного запоминания учащимися текстов поочередно на уроках в I, П, Ш классах, используя метод естественного эксперимента и беседу: путем эксперимента выявляет результаты запоминания (для эксперимента специально подбирая тексты, составляет план опроса), беседу использует для выяснения способов запоминания, которые применили учащиеся. Полученные результаты (по всем трем классам) он сравнивает с данными психологической литературы и делает психолого-педагогические выводы об особенностях произвольного запоминания литературных текстов.

Если же целью работы является исследование особенностей формирования какого-либо психического качества у детей одной возрастной группы, то после констатации уровня развития этого качества у выделенной группы школьников и выявления отставания, студент подбирает эффективные приемы воздействия и проводит формирующий эксперимент, развивая данные качества в процессе определенной деятельности (в игре, учении, труде). Затем он проводит повторное констатирующее исследование для выявления эффективности формирующего воздействия. На этом основании студент планирует систему последующего педагогического воздействия с целью развития исследуемого качества.

Например,      в      исследовании     на     тему     «Развитие            произвольного  запоминания  у    учащихся          2 — класса в процессе учебной деятельности (на  уроках   чтения)»   студент  также  изучает специальную литературу и выбирает методы и методику исследования, однако,  наибольшее внимание при изучении теории   обращает  на  особенности  произвольного  запоминания  у    учащихся 1   —      класса.    Анализируя    материал   исследования,   он  выявляет  уровень развития   произвольного    запоминания    у     второклассников    и    отмечает имеющиеся     отставания     в     развитии     данного     качества.   Так,   может оказаться, что    слабым    местом    у    учащихся    данного    класса   является отсутствие          умения      использовать     составление      плана   как   приема запоминания.    Студент   намечает   приемы   обучения   для  устранения этого недостатка,   то есть,   подготавливает    формирующий   эксперимент.

Через определенный       срок  (намеченный      студентом      совместно    с   научным руководителем)   он     проводит    повторное    констатирующее   или  же по другому    —    контрольное       исследование       (методами         естественного эксперимента   и    беседы)    и    снова    делает    выводы     о   достижениях  и недостатках    у  уровне    развития    произвольного   запоминания    у данной группы      школьников.   Сравнив      результаты      двух         констатирующих исследований, студент    делает    выводы    об    эффективности   проведенного формирующего      эксперимента      и       составляет      план   последующего психолого-педагогического воздействия на учащихся.

В разделе Курсовая работа вы найдете:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *