Дайте определение понятия методология. Охарактеризуйте методы и логику психолого-педагогического исследования

Методология — учение о методах, а также о принципах и приемах, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Функция методологии двояка: с одной стороны, позволяет описать, оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, с другой стороны, в её рамках выражаются нормы, правила, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

2 уровня  :

1) философский уровень- являются основой, на которой базируется деятельность ученого, он предполагает освещение наиболее общих законов природы общества и мышления

2) специально научный, предполагающий 2 уровня: А) общенаучная методология, которая предполагает универсальные средства, формы научного познания соотносимые не с какой либо наукой, а применены к широкому кругу наук. Б) конкретно научная- предполагает разработку аналогичных проблем, что и общенаучная только для конкретной науки.

Методы:

1) эмпирические при которых осуществляется внешнее, реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Делятся на 2 группы: а) частные (рабочие): изучение документации, результатов деятельности, наблюдений, опрос, тестирование, метод экспертных оценок. б) комплексные (общие): обследование, мониторинг, изучение обобщения опыта, эксперимент.

2) Теоретические они : на а) дедуктивные (от общего к частному) результат: теории, закон, б) индуктивные – результат: индуктивная законность, гипотеза, систематизация. в) метод моделирования . Его результат: модель объекта, процесса, состояния. Виды моделирования: структурно-функциональный (человек не знает структуру, а моделирует поведение); функционально-структурный (наоборот).

3) Интерпретационно-описательные : на 2 подгруппы -а) первичные методы статистической обработки- с их помощью можно получить показатели, которые непосредственно отражают результаты измерений: выборочная средняя величина (дисперсия, мода, медиана) б) вторичные методы- с их помощью выявляются статистические закономерности (чем больше коэффициент интеллекта, тем выше статистические закономерности: корреляционный анализ, регрессивный анализ, метод  сравнения результатов двух или более выборок.