Дайте общее представление о познании. Охарактеризуйте науку и другие способы познания.



Наука- область человеческой деятельности, позволяющая познать знания о мире, их систематизирующая, на основе этого построение образца мира. «Телом» или(сутью) науки являются законы – это устойчивые связи м/ж явлениями формулировка которых позволяет описать, объяснить, предсказать, явления действительности. Наука состоит: наиболее развитой формой знания является теория, она представляет собой систематизированное описание, объяснение, предсказание явлений в определенной области на базе широкого подтверждения гипотез. Теория существует до тех пор, пока не накапливается большое количество противоречащих фактов требующих пересмотра теории, вплоть до ее отказа. Это является осуществлением принципа верифицированности, что означает, что любое знание может быть опровергнуто(Копер). Таким образом развитие науки представляет собой развитие и смену теорий. Все теории служат практике и это говорит о достоверности знания, чем определяется прогресс в науке. основным механизмом развития научного знания являются научное исследование. Любое исследование осуществляется с помощью научных методов.

Наука как система знаний характеризуется  полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность характеризуется прежде всего методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания. Метод научного исследования рационален.

«Норма исследования»  или «нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько научных достижений(Т.Кун). С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма»-общепризнанный эталон, пример научного исследования.

Огромный вклад в развитие современной научной методологии внесли К Поппер, И.Лакатос, П.Файераенд, П.Холтон и др. Они основывались на анализе развития нужного знания и реальной деятельности исследователей. В 19 веке наука не особо отличалась от философии надеясь на истинность и неопровержимость. На протяжении жизни одного поколения научные взгляды менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Первым способом познания является наука.

Другим способом познания является «бытийное познание» -обыденное.

Общее м/ж обыденным и научным познанием: человек выдвигает или доказывает гипотезы как  и в науке. И подтверждает или опровергает своими действиями. Отличия этих познаний: бытийное познание всегда индивидуально, основано на наблюдениях и переживаниях. Наука ориентируется на обобщенные знания. Житейский опыт индивидуален., наука стремится к универсальным знаниям. Житейский опыт дает практический эффект, наука ориентирована на знания как на самостоятельную ценность.  В житейском опыте не используем специальных научных книг. В науке применение этих методов принципиально.

Художественный способ познания(искусство): Существует общее м/ж наукой и искусством- они влияют друг на друга.   Отличия: Произведения искусства всегда персонифицированы, наука стремится к обезличенному знанию.

Религия как способ познания: Сходство с научным познанием- объектом исследования и познания является человек.   Отличия: стремление, возможность к самопожертвованию. Религиозные знания не совершенствуются. В религии постоянные, неизменные знания. Наука совершенствуется ее познание опирается на материализм. Религия на идеализм.