Память

память

Память

– это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:

  • Запоминание— запечатление в сознание человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
  • Сохранение – удержание в памяти  полученных знаний  в течении относительно длительного периода времени.
  • Воспроизведение — активизация закрепленного ранее содержание психики.
  • Узнавание – процесс памяти, явление психики, позволяющие им более эффективно функционировать.

По ведущему анализатору память бывает: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

По предмету, материалу деятельности память бывает: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная.

В зависимости от длительности сохранения различают:

  • кратковременную память (запо­минание на короткий срок, иногда пос­ле однократного и очень краткого вос­приятия);
  • долговременную память (длитель­ное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения);
  • оперативную память (запомина­ние, проявляющееся в процессе конк­ретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долго­временной памяти).

По форме психической активности: произвольная, когда определяется сложной целенаправленной умствен­ной деятельностью, подчиненной оп­ределенной мнемической задаче; непроизвольная, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

По происхождению: генетическая (наследственная), прижизненная,  промежуточная.

Человек с наглядно-образной памятью особенно хорошо запо­минает наглядные образы, цвет пред­метов, звуки, лица и т. п. При словесно-логическом типе па­мяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: поня­тия, формулы и т. п.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется   исключительно   сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Память

–связывает прошлое с настоящим и будущим и является важнейший познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.  Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. В основе памяти лежат ассоциации. Предметы и явления связанные в действительности, связываются и в  памяти человека.  Память– одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены.

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность  памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. Многочисленные исследования показали, что нервная система может с большой точностью сохранять дли­тельное время следы различных раз­дражителей.

Вопрос о механизмах па­мяти сложен и является предметом ряда наук – физиологии, биохимии, психологии. Процессы памяти нельзя рассмат­ривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны, прежде всего, с направленностью и мо­тивацией личности. Направленность личности харак­теризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами дея­тельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере опреде­ляет своеобразие памяти. То, что яв­ляется объектом интереса, запоми­нается быстрее и более прочно. Па­мять зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, разви­тия волевой, эмоциональной и инте­ллектуальной сфер.

Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная дея­тельность, тем богаче и его професси­ональная память. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при  запоминании и воспроизведении. Различают  два  вида  направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.

Таким образом  память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение  в системе познавательной деятельности.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *