Основные этапы развития психики животных в эволюции

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения: возникновение и развитие психики в животном мире; возникновение и развитие человеческого сознания; развитие психики в онтогенезе человека, т.е. начиная от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связывают с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. В литературе изложены различные варианты решения вопроса о характеристических признаках психического и об иерархии свойств, последовательность возникновения которых отражает усложнение уровня психической организации.

Так, с точки зрения К.К. Платонова, последовательность скачков, соответствующих процессу возникновения психической реальности и последующего ее развития, следующее: от физического к физиологическому (раздражимость); от физиологической раздражимости к переживаемости (субъективности), т.е. к психическому; от эмоций к ощущениям (от переживаемости к чувствительности); от сложного комплекса ощущений к оперированию понятиями – простейшему мышлению; от мышления к воле.

Такая последовательность развития повторяется и в онтогенезе. Причем как в фило-, так и в онтогенезе каждый этап развития психики претерпевал и продолжает претерпевать собственные изменения, идущие по двум линиям. По одной линии каждый этап, вступая в противоречие со средой, завершается скачком, обеспечивающим появление следующего этапа. По другой линии развития он дифференцируется и усложняет собственную форму, которая вступает в новые структурные взаимоотношения с другими формами психического отражения.

Специфика живого существа (которое можно охарактеризовать, естественно, и физическими параметрами, такими, как масса, размеры тела, ареал обитания, продолжительность существования в средах с различными физико-химическими свойствами и др.) обнаруживается прежде всего в следующих признаках:

  • самовоспроизводимость – способность к активному извлечению из окружающей среды веществ, составляющих сам организм, и к отражению веществ, препятствующих его жизнедеятельности;
  • репродуцируемость –  способность к размножению, порождению новых особей, аналогичных родительским;
  • гомеостатность – способность поддерживать неизменными параметры физиологических функций в определенных диапазонах изменения условий существования;
  • адаптивность – способность к активной регуляции своего состава и функций в направлении приспособления к изменяющимся условиям существования;
  • регенеративиостъ – способность к восстановлению организмом утраченных или поврежденных органов и тканей;
  • иммунабеяльность – невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы,
  • рефлекторность – способность к реагированию посредством стереотипных целостных актов – рефлексов – в ответ на определенные классы внешних воздействий-стимулов;
  • цикличность развития во времени, т.е. прохождение в границах от рождения до смерти множества циклов (суточных, сезонных), в пределах которых происходит закономерная смена осуществляемых функций;
  • чувствительность— способность живого организма преобразовывать физические и биологические воздействия в феномены психической реальности;
  • восприимчивость – способность отображать внешние воздействия и конструировать себя за счет этого в качестве субъекта психического отражения;
  • научаемость – способность живого существа модифицировать собственное поведение в направлении расширения спектра доступных реакций, расширяющих его адаптивные возможности за счет накопления опыта жизнедеятельности;
  • обучаемость— направленность живого существа на воспроизведение в собственном поведении индивидуальных вариантов активности, вырабатываемых другими индивидами.

Основные этапы развития психики в животном мире:I (низший) — элементарная чувствительность. II — предметное восприятие. III (высший) — отражение межпредметных связей.

1 этапэто стадия элементарной, сенсорной психики. Для животных, обладающих такой психикой, окружающий мир представлен в виде таких отдельных свойств, элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей. Здесь ведущими являются инстинкты. Инстинкт – это  сложные врожденные действия животных, при помощи которых животное удовлетворяет свои потребности

2 этапперцептивная психика. Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в форме отдельных элементов, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. На этой стадии у животных появляются навыки. Навык – способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений.

3 этапинтеллектуальное поведение – простейшие формы мыслительной деятельности, основанные на установлении связей между предметами.