Предмет психологии и основные этапы его становления

Психология — наука о закономерностях, условиях, фак­торах развития психики. Термин «психология» состоит из двух греческих слое «psyche»-душа и logos»-знание, означая науку о душе. Понятие «психология» в науку было введено в 17 веке. Предметом пси­хологии является психика, как субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (животному) для того, чтобы активно в нем ориентироваться и управлять своим поведением.

Психология — наука о самых сложных явлениях, которые пока извес­тны человеку. Они отличаются полифункциональностью и полиструктур­ностью. Механизмы их функционирования недоступны для непосредствен­ного наблюдения. Большинство психических явлений не имеет простран­ственных признаков, но отличается большой подвижностью и изменчи­востью. Познать эти явления — значит научиться ими управлять, контро­лировать свои психические процессы, свойства, состояния. Познавая себя, человек тем самым себя изменяет. Помимо индивидуальных явле­ний, изучаемых психологией, можно выделить и групповые явления, пред-ставляющие немалый интерес для исследования. Другая специфика психологии — в ней человек одновременно высту­пает как субъект познания и как его объект. Кроме того, возрастающая роль и значение людей, их психики и сознания в современном мире при­дают психологии чрезвычайную перспективность. И еще одна особенность- собственно единой психологии не суще­ствует, а есть различные научные направления, школы и течения — бихе­виоризм и необихевиоризм (Д. Уотсон, А. Вейс, У. Хантер, К. Лешли и др.) , фрейдизм и неофрейдизм ( Э. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.), геш-тальтпсихология ( М. Вертхеймер, В. Келер и др.), гуманистическая пси­хология (К. Роджерс, Г Олпорт, А. Маслоу и др.), генетическая психоло­гия (Ж. Пиаже), индивидуальная психология (А. Адлер), феноменалис-тическая психология {Р. Берне, К. Роджерс и др.) и др. Отличительными признаками отечественной психологической науки всегда были и есть гуманизм, стремление к объективному подходу к психологическим явле­ниям, глубокому проникновению в их суть, тщательно разработанная ме­тодология, концептуальное единство и экспериментальная основатель­ность. Начавшаяся с трудов И.М. Сеченова и И. П. Павлова, отечествен­ная психология прошла сложный путь развития, включая период запрета в 30 -е годы. И только с середины 50-х годов ее исследования были вновь возобновлены и развернуты М. Я. Басовым, П.П. Блонским, Л С. Выгот­ским, СП. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А. Р. Пурия, Б.М. Тепловым, А.В. Петровским и многими другими учеными. Историю развития пси-ии можно рассмотреть в 3 этапа: 1. псих-я как наука о душе . Такое определение дано 2 тыс. лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни чел-ка.2.псих-я как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать,  желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение чел-ка за самим собой  и описание фактов.3. псих-я как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии ставить эксперименты, наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции чел-ка. 4. псих-я как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики