Принцип историзма. «Житейская», философская и научная психология

Психология научная – основателем принято считать Вундта, открывшего в 1879 году первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Научная психология находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Особенности и отличия научных психологических знаний:  1) они часто совпадают с житейскими по внешней форме, хотя внутренне содержание обычно различается большей четкостью и однозначностью. 2) если житейские психологические знания конкретны и интуитивны, то научные психологические знания рациональны и вполне  (в идеале) осознанны; 3) это отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности этой передачи: возможности передачи житейских псих знаний весьма ограничены, а накопление и передача научных знаний становятся возможным благодаря их кристаллизации в понятиях и законах.  4) различаются и методы получения знаний: в житейской психологии приходится ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной,  дополнительно к этому,  используется экспериментальный метод; 5) еще одно отличие – и преимущество – в том, что научная психология располагает обширным и разнообразным фактическим материалом, во всем объеме недоступном носителям житейской психологии; этот материал накапливается, в частности, и в специальных отраслях психологии.

В 18 веке жизнь общества начинают осмысливать в виде закономерного исторического процесса. Родовые факторы выступают как первичные по отношению к деятельности индивида. Таким образом, век просвещения подготовил два направления в разработке проблем психологического знания: а) трактовка психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга, б) учение, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *