Сущность антропологического подхода в педагогике и психологии

Понятие психологической антропологии вошло в научный обиход значительно раньше, чем понятие педагогической антропологии. Впервые термин психологической антропологии появился с появлением работы Гескела «антропологическая психология» в 1547г.

Психологическая антропология выполняет роль связывающего звена между философской и биомедицинской антропологиями, давая вместе с тем основное научное обоснование. Психологическая  антропология ставит познавательной задачей выяснение иерархических уровней интегральной индивидуальности ( по Мерлину). При ином подходе (Слободчиков, Исаев) она раскрывает в человеке его проявления как индивида – субъекта – индивидуальности – универсума.

Термин психологическая антропология воспринимается многими исследователями неоднозначно и поэтому нуждается либо в определенных ограничениях, либо в известной трансформации. Поэтому психологическую антропологию можно рассматривать как оценивающую человеческую специфичность психики.

Итак, психологическая антропология понимается как наука о формах и факторах изменчивости психических свойств и психофизиологических проявлений человека. Она включает  в себя изучение влияний генетико-экологических факторов, Деятельности и духовности на психике психико-физиологические показатели в их развитии.

Термин  педагогическая антропология возник на особом научном и нравственном фоне 19 в. Его впервые употребил Пирогов в «Вопросах жизни», уточнил и наполнил содержанием Ушинский в книге «Человек как предмет восприятия».

Слободчиков и Исаев охарактеризовали ее общий настрой и задачи:

  • восприятие воспитания и образования как естественный состав частей человеческого бытия;
  • признание целостной природы и сущности человека;
  • привлечение к воспитательному процессу материалов и наработок ряда частных конкретных антропологических наук;
  • включение в категориальный аппарат педагогическую антропологию новых понятий гуманитарного характера (смысл жизни, душевное совершенство).

Основную задачу педагогической антропологии можно свести, таким образом, к индивидуализации и оптимизации восприятия и обучения при учете возможностей и способностей каждого ребенка, которые можно выяснить методами психологической диагностики. При этом нельзя забывать тенденцию постепенности в самораскрытии свойств индивида и личности, зависимость этих состояний от внешнего окружения, природных условий, материального достатка, приемов родительского восприятия, нормального климата в семье.

Таким образом, в психологической антропологии и педагогической антропологии объектом рассмотрения служит человек единый в самом себе, то есть, в виде соматопсихичекой целостности, состояние которой обсуждается в связи с ее природным или  культурным окружением при выяснении механизмов взаимодействия в системе человек- среда и выделением в пограничных областях соответствующих иерархических уровней.