Характеристика методов психолого-педагогического исследования.

Психологическая наука располагает системой мето­дов исследования, позволяющих с высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все яв­ления нашей психики. В качестве основных методов психоло­гии используются:

  •  Наблюдение — непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация психических явлений. Сущность этого метода состоит в том, чтобы следить за осуществлени­ем какой-либо деятельности или за развитием какого-либо факта, подмечать все мелочи, систематизировать и группировать факты. Можно наблюдать за другими объектами и за самим собой (самонаблюдение)
  • Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на задаваемые исследователем вопросы. Анализ продуктов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по результатам труда человека.
  • Тестирование — метод психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
  • Эксперимент — метод познания , с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются психологические явления. 
  • Моделирование – метод исследования психических фе­номенов на основе построения их искусственных моде­лей. Этот метод применяется в том случае, когда исследова­ние интересующего явления путем других методов затрудне­но.

Методы, которыми пользуется современная психологическая на­ука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее ис­токов. Они позволяют накапливать факты и проверять гипотезы в исследовании многообразных психологических явлений.

Наиболее доступным и распространенным методом исследова­ния в педагогике является наблюдение, представляющее собой не­посредственное целенаправленное восприятие исследуемого объек­та по определенной схеме, с фиксацией результатов и обработкой полученных данных.

Изучение опыта — организованная познавательная деятельность, целью которой является установление исторических связей воспи­тания, поиск закономерностей, анализируются пути решения конк­ретных учебно-воспитательных проблем.

С этим методом связаны: метод изучения первоисточников и школьной документации (памятники древней письменности, отчеты, доклады, законы, учеб­ные и воспитательные программы, учебники, учебные планы, рас­писания и пр.); метод изучения передового педагогического опыта — пред­ставляет собой анализ и обобщение нестандартных, творческих си­стем и методик отдельных педагогов и целых педагогических ко­лективов. Целью этого метода является также внедрение лучшего в новаторском педагогическом опыте в повседневную практику обыч­ных педагогов; анализ результатов деятельности — метод опосредованного исследования педагогических явлений по результатам обучения и воспитания. При тщательном планировании, организации и сочета­нии с другими методами изучение продуктов ученического творче­ства (домашние и классные работы, сочинения и пр.) могут многое сказать исследованию.

К традиционным методам педагогики относят беседу, в которых выявляются чувства и намерения людей, их оценки и позиции. Она отличается целенаправленными попытками исследователя проник­нуть во внутренний мир обучаемого или воспитанника, понять его мотивы и установки.

Анкетирование — метод, с помощью которого исследуют резуль­таты педагогической практики с помощью анкет, содержащих пись­менные вопросы. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испы­туемых обследование, которое позволяет измерять изучаемые ха­рактеристики педагогического процесса. Эксперимент — это научно организованный опыт преобразования педагогической практики в точно учитываемых условиях.

Большую распространенность в педагогике получает метод мо­делирования Научные модели — это мысленно представленные или  материально  воплощенные системы, адекватно отображающие пред­мет исследования и способные его замещать таким образом, что изучение модели позволяет раскрыть новые знания об объекте.

Таким образом, перечисленные методы предназначены для сбора первичной информации, также в психологии  и педагогике используют различные способы и приемы обработки этих дан­ных, их анализа для получения вторичных результатов — оп­ределенных выводов и фактов. Для этих целей используются разнообразные методы математическо-статистического анали­за, а также методы качественного анализа.