А.С. Макаренко. Современная трактовка педагогической системы

Современная трактовка педагогической системы А.С. Макаренко

Утвердившимся в образовании в 30-е гг. командно-административным методам управления Антон Семёнович Макаренко противопоставил педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Его наследие и опыт приобрели всемирное признание.

А.С. Макаренко —  педагог-новатор обогативший современную советскую педагогику ценными педагогическими идеями методами и приемами (системой перспективных линий, принципом параллельного действия, стилем и тоном педагога, дал новое толкование ряду педологических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее).

Был сторонником систематического преподавания учебных предметов, отрицательно относился по всякого рода прожектерству в методике обучения-к дальтон-плану, методу проектов и т.п.

Горячо выступал против извращений в вопросе о трудовом воспитании.  Он возражал против заимствованного некоторыми педагогами из американской прагматической педагогики неправильный лозунг «труд как центр всей школьной работы», когда главным в жизни школы являлся труд в ущерб знаниям.

Главная идея А.С. Макаренко

-вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма. Воспитание в коллективе и через коллектив центральная идея его педагогической системы.

Он считал, что воздействовать на отдельную личность можно только действуя через коллектив (это положение он назвал принципом параллельного действия), членом которого является эта личность. Это положение он назвал принципом морального действия. Одним из важнейших законов коллектива он считал закон движения коллектива.

Впервые в педагогике выдвинул и разработал важнейший принцип, который назвал системой перспективных линий. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив, воспитанников и каждого из его участников определенной целью достижение которой требующее усилий труда дает удовлетворение.

Искусство педагогики, по мнению А.С Макаренко, заключается в том, чтобы сочетать свое руководство и педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Развитие детского коллектива должно происходить постоянно, оно должно управляться педагогическим коллективом.

Макаренко А.С. отводил важную роль в жизни коллектива игре, которая в детском возрасте имеет большое значение. Игры должны быть пропитаны жизнью и находить свое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки).

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко является труд. Трудолюбие не дано ребёнку от природы, а воспитывается в нем.

В течении 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «трудовую колонию им. А.М. Горького». В 1926 г. число воспитанников достигло 120 человек.  В 1927 г. Макаренко учавствовал в организации детской трудовой коммунны им. Дзержинского где использовал новые методы трудового воспитания.

Главным условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где живут мать, отец и дети дружно, царствует любовь и взаимное уважение. Имеет место четкий режим и трудовой деятельности. Макаренко требовал от родителей разумного руководства детьми, чтобы они осознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.

Работы А.С. Макаренко

«Педагогическая поэма»;

«Книга для родителей» -художественно-педагогическое произведение;

«Флаги на башнях».