Психологическая характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность является сложно организован­ной системой ряда деятельностей: самая первая из них — деятельность преподавателя, обучающего непосредственно.

Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла цело­го, он только выполняет извне заданные ему функции.

Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой, т.е. обслуживают ее. Такова деятельность обобщения опыта обу­чения, состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделе­нии наиболее эффективных приемов и способов обучения — де­ятельность методиста, конструирующего приемы и методы обу­чения.

Третья деятельность — тоже методическая, но она направлена на построение учебных средств, учебных предметов.

Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предме­тов в одно целое – деятельность программирования, составле­ния учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения, однако часто строят программу обучения, ориентиру­ясь только на некоторые общие очертания цели. Такие цели ра­нее формулировались политиками, культурными деятелями, но не педагогами.

Современная социокультурная ситуация и зада­чи образования требуют, чтобы описанием и проектированием целей обучения занимался педагог, педагог-методолог.

Это не­обходимо, во-первых, потому, что современная производственно-практическая деятельность часто ставит очень определенные цели, задачи, которые могут решить только специально подготовлен­ные люди.

Во-вторых, современное методологическое мышле­ние может проектировать очень эффективно учебные процессы, но оно требует от заказчика четких и определенных целей.

В-третьих, современное технологическое общество быстро и ин­тенсивно развивается и требует того же от систем обучения, т.е. требует слежения за профессиональным рынком сбыта, быстрого и систематического описания свойств человека, необходимо­го обществу, и оперативного проектирования под задачу учеб­ных программ.

В широком смысле, результатом такого телеоло­гического мышления является проект человека, в более узком смысле — проект специалиста, т. е. должна быть описана и со­отнесена друг с другом совокупность интеллектуальных функ­ций, знаний, способностей, которые должны быть наличны в бу­дущем человеке.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного вза­имодействия между обучающим и обучаемым, в результате ко­торого у обучаемого формируются определенные знания и уме­ния на основе его собственной активности.

Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и веществен­ных средств для формирования у людей способности к деятель­ности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учи­теля (носителя профессиональной деятельности) и ученика, уст­ремленного к воспроизведению деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует деятельность ученика как правиль­ную или неправильную. В этом случае проявляется непосред­ственность, нерасчлененность учебного процесса.

Одним из направлений объективизации деятельности явля­ется ее объективное описание в определенных (ясных и отчетли­вых для данного социального контекста) знаковых средствах, позволяющих по такому описанию воспроизвести деятельность любому члену социальной общности, знающему такой язык опи­сания.

Учебные знания возникают в тех условиях, когда деятель­ность не передается непосредственно, и тогда они выполняют фун­кцию опосредования передачи (трансляции) деятельности.

Развитие системы обучения состоит в членении сложных видов деятельности на простые и обучении вначале простым видам деятельности. Но такое развитие предполагает анализ сложной деятельности, выделение ее элементов.

Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последую­щей конструкции из таких простых деятельностей необходи­мых сложных.

Таким образом, первый принцип педагогичес­кой рефлексии состоит в выделении элементарных деятельнос­тей и их трансляции. Но этого часто недостаточно, поскольку невозможно до конца разложить деятельность на простые эле­менты, в деятельности оказываются более сложные связи и от­ношения. Поэтому появляется второй принцип, состоящий в про­ектировании и трансляции знаковых средств, позволяющих по­строить (спроектировать) сложную деятельность из освоенных элементов. Эти знаковые средства являются средствами описания и проектирования деятельности.

С другой, процессуально-технологической, стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как после­довательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся та­ким образом, что предыдущие ситуации задают средства, мате­риал и т. п. для последующих.

То есть система обучения стро­ится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек (с определенными начальными свой­ствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необходимых обществу социокультур­ных способностей.

Т. о, на методологическом языке система обуче­ния может быть описана как система, которая развивается от ситуации обучения сложным деятельностям через рефлексив­ное расчленение деятельности к обучению вначале простым деятельностям, и затем из простых — построению сложных, удов­летворяющих условиям заданной задачи деятельности.

Можно рассматривать педагогическую активность 1) как оргуправленческую деятельность (как средство управления учебной деятельностью) и 2) как понимание сознания учени­ка и организацию понимания. Существенным моментом работы педагога является комму­никация и понимание состояния ученика. Понимание предпо­лагает систематическое становление на внутреннюю точку зре­ния ученика, понимание изнутри другого человека, т. е. работа с сознанием. С другой стороны, педагог должен также органи­зовать и понимание себя, донести до ученика что-то важное с его точки зрения, но понимание не передается прямо, его мож­но добиться только на осознавании своего личного опыта (или организации такого опыта, если его не было).