Современная трактовка педагогических идей Л.Н.Толстого

Под влиянием общественного движения 60-хгг. царское правительство вынуждено провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую. Подготовка к школьным реформам велась в течении 8 лет. Основная идея общественно-педагогического движения 60-хгг.19в. –защита общечеловеческого образования.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849г., когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной поляны. В 1872г. издана составленная им «Азбука». Выбрав свое представление о содержании и методике работы народных школ в 70-е годы 19в.,  выдвинул свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Развернул здесь разнообразностью деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Свои представления о демократических и гуманных принципах организации народного образования и обучения детей воплотил в школе организованной им в 1859г. в Ясной поляне. Эта школа была задумана как педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам.   Эта школа представляла собой ценный педагогический опыт.

Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей по методике обучения. Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода так как нет такого метода, который обладал бы универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Среди различных методов обучения он отводил особое место живому слову учителя (русская беседа) и сам владел этим методом в совершенстве. Придавая большое значение развитию творчество детей рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например, сочинения. Говорил что надо преподносить так, чтобы все учащиеся успевали.

В методическом приложении к «Азбуке» он перечислил условия при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение:

1)если ученику не говорят о том, что он уже знает;

2) если там, где учится ребенок нет привычных предметов и лиц;

3) если ученик не стыдится своих учителей и товарищей, между ними существует естественные отношения;

4)если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику.

Ученики должны усваивать знания сознательно; правила определения должны сообщаться ученикам как выводы из усвоенного материала. Он говорил о необходимости приобщения ребенка к нравственно религиозному началу, закаливанию и развитию физических качеств в народных играх и на природе, говорил о развитии способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он приучал учащихся к наблюдательности, практиковал экскурсии и опыт, пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности.

Он относился критически к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали педагоги (Ушинский, Бурнаков). Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. По его предложению московским комитетом грамотности была организована экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого. Однако после эксперимента (7недель) степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой. Он рассматривал педагогику не как доктрину, а как живое развивающееся дело. Толстой говорил о единстве воспитания и обучения.

Его учебные книги «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения».