Педагогические идеи Руссо и их значение в практической деятельности педагога-психолога

Жан Жак Руссо — мыслитель, философ, писатель, создал первую в истории психологии целост­ную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем сочинении «Эмиль, или О воспитании» все существующие до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал следующие принципы развития и воспитания ребенка.

  1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные раз­личия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адек­ватно применять это знание в процессе воспитания.
  2. Помимо индивидуальных различий, существуют и общие для всех детей особенности, связанные с тем или иным возрастным этапом, и эти особенности также долж­ны быть хорошо известны воспитателю.

Руссо создал первую возрастную периодизацию, вклю­чающую в себя 4 этапа.

  1. Первый этап — от 0 до 2 лет, главной задачей здесь является физическое развитие ребенка.
  2. Второй этап — с 2 до 12 лет, задача — развитие сенсорных способностей ребенка, и в первую очередь спо­собности к ощущению, так как именно ощущение являет­ся основой формирования у ребенка мышления.
  3. Третий период — с 12 до 15 лет — необходимо посвя­тить обучению ребенка, так как основа мышления — ощущение — уже сформирована.

4.Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ре­бенка начинает активно формироваться чувственная сфе­ра, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способ­ности к волевому действию.

Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с на­учной точки зрения объяснить психическую природу ре­бенка и дана первая в истории психологии возрастная пе­риодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии.