Педагогическое наследие Ушинского и его значение в практической Деятельности педагога-психолога.

Константин Дмитриевич Ушинский выдающийся педагог-теоретик, педагог-практик, блестящий организатор российского просве­щения. К. Д. Ушинский родился в Туле в семье мелкопоме­стного дворянина. Он окончил Московский универси­тет. С 1854 г. началась его педагогическая деятель­ность в качестве учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Здесь сформиро­валась его педагогическая направленность. Обосновывая свой взгляд на воспитание, образо­вание, К. Д. Ушинский исходит из положения, что если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношениях. Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, — воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образо­ванность, трудолюбие, религиозность, патриотизм. Цель воспитания, по К. Д. Ушинскому, заключается в подготовке человека к полезной деятельности. Для достижения воспитательных целей К. Д. Ушин­ский рассматривал широкий круг педагогических яв­лений в русле идей народности и народной школы. Он говорил, что русская национальная школа — это оpигинальная, самобытная школа, она отвечает духу самого народа, его ценностям, его потребностям, национальным культурам народов России. К. Д. Ушинский разработал теорию обучения — дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики И везде главное — личность ребенка, его готовности к обучению, бережное отношение к его разуму и чув­ствам. Во времена К. Д. Ушинского широко обсуждались две теории формального и материального об­разования. К. Д. Ушинский подверг критике обе край­ности. Он писал о том, что нельзя набивать голову ребёнка не связанными друг с другом полезными све­дениями. Невозможно ограничиться только непосред­ственной приложимостью знаний на практике. К. Д. Ушинский писал, что знания могут положитель­но подействовать на характер, образ мыслей и даже поступки ученика. Если же ученик зазубрил только «целые ворохи» непосредственно полезных знаний, то его голову можно сравнить «с сундуком скряги, где бесполезно и для него самого, и для света скры­ты богатые сокровища». Опираясь на данные психологии, К. Д. Ушинский раз­личал две стороны процесса обучения: передачу зна­ний и их усвоение. К. Д. Ушинский говорил, что педагогика должна стро­иться на опытной психологии, что подлинное воспи­тание должно обогащать человека знаниями.