Раскройте педагогическую теорию Песталоцци и ее значение в деятельности педагога-психолога

Педагогическая деятельность Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказы­вали мать, и преданная служанка простая крестьянка. В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей.

По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные детьми. Песта­лоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была полити­ческая власть и материальные средства,  быстро погибло.  

Дети могли окупить своим трудом при­ют, в котором они жили и рабо­тали, только непосильным напря­жением   своих   физических   сил, но, гуманист и демократ, Песта­лоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего средство развития физических сил, умст­венных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узко ремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подго­товку.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение опыта Песталоцци.

Не имея материальных средств, про­должать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.

Мировоззрение  Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь тружеников путем  их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном  ему обществе  является  результатом  существующих общественных отношений, видел  источник  народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения.

Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физичес­кие силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связы­вающей людей в крепкий общественный союз.

Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой.

Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями.

Цель воспитания, по Песталоцци заключается в том, чтобы развить  все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и восходить ко все более сложному.

Как указывалось выше, попытка соединения обучения с про­изводительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. Песталоцци стремился под­готовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индуст­рии», на промышленных предприятиях.

Песталоцци, кардинально, изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию, сильно расширил учебный план началь­ной школы и создал новую методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности.

Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответ­ственными. Он, прежде всего, должен искренне любить детей, чувст­вовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей.

Исходя из своих общих   дидактических    положений,   Песталоцци создал основы частных методик начального обучения. Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал раз­витие речи ребенка и обогащение его словарного запаса. Песталоцци разработал общие основы первоначального обуче­ния и частные методики начального образования.

В силу истори­чески ограниченного мировоззрения он не сумел правильно ре­шить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль ме­ханических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоц­ци особенно развили некоторые из его учеников. 

Таким образом, Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе. Идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песта­лоцци, оказала, несомненно положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.