Сущность психолого-педагогической антропологии как науки

Педагогическая антропология возникла  в 60 г. 19 в. В России. Термин Педагогическая антропология впервые употребил Пирогов в своей статье «Вопросы жизни», а уточнил Ушинский. Появление этого термина не случайно. Отмена крепостного права ломала все стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-псих-е, экономические, юридические, педагогические проблемы. Одновременно нарастало революционное движение, становились популярными гуманистические идеи. Ситуация требовала изменений школы. России требовалась новая педагогика. Для Пирогова и Ушинского

Педагогическая антропология обозначала новую педагогику. Определяющую роль в построении этой педагогике играли следующие установки: человек и ребенок – основные социокультурные ценности; воспитание – основное содержание педагогического процесса.  Педагогическая Деятельность рассматривалась как целостный процесс, направленный на целостное развитие сознания, чувств, воли ребенка, но и совершенствование его телесных, душевных, духовных стремлений. В настоящее время антропологический принцип- один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание- стержень профессиональной подготовки учителя. Развивается и сама Педагогическая антропология как отрасль человековедения. Ее исторический аспект исследуется Бим-Бадом, актуальный Сластениным. 

Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноценным представителе вида хомо сапиенс, полноправном участнике воспитательного процесса. Объект Педагогическая антропология- отношения человек – человек. предметом – ребенок как участник воспитательного процесса. Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что Педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Но, следуя за Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают Педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной.

Таким образом Педагогическая антропология отличается от коллективистического и индивидуалистического человековедения. Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педагогике, позволяет опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса.