Тревожные дети

Среди младших школьников выделяются дети с высокой и устойчивой тревожностью, которая становится яркой особенностью личности.

Проблемы тревожных детей разнообразны: с одной стороны, это неуспеваемость или неумение наладить контакты со значимыми людьми, с другой — снижение самооценки, уверенности в себе, чувство вины, острое переживание каждой неудачи, «разрастание» негативного эмоционального опыта, возможность невротических реакций. Чтобы помочь таким детям, снизить уровень их тревожности, прежде всего, необходимо обеспечить им достижение успеха. А поскольку главное — не сам по себе успех, а реакция на него, родители и учителя не должны заострять внимание на неудачах и отдельных ошибках. Им следует поощрять малейшие позитивные сдвиги в учебной работе, а замечания делать в особой форме: «Ты молодец. У тебя получается очень хорошо. Но пока еще получилось не до конца. В следующий раз ты наверняка сделаешь ещё лучше, чем сейчас».

Для тревожных первоклассников, с трудом адаптирующихся к школьной жизни, разработана психопрофилактическая программа (Прихожан А. М., 2000). Она направлена на развитие у детей адекватного отношения к результатам своей деятельности, умению оценить ее независимо от педагога, формированию навыков самоконтроля. Программа ориентирована на совместную работу школьного психолога и учителя. В ней предусмотрено, в частности, развитие у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, игровых навыков, умения анализировать учебную деятельность, относиться своим успехам как к результату собственных усилий и не бояться ошибок. Психолог должен помочь учителю освоить содержательную оценку учебной работы школьников, установить четкую систему  требований  к  учебной  деятельности   и  поведению  детей, анализировать трудные ситуации и способы их разрешения.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *