Школьная неуспеваемость

Школьная неуспеваемость — острая проблема начальных классов. Ее называют ранней неуспеваемостью в отличие от поздней,  появляющейся при переходе в средние классы (Н. А. Менчинская).  Поскольку в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, определяя дифференциацию познавательных процессов и личностные изменения, ранняя неуспеваемость становится источником широкого круга проблем, влияет на развитие личности  ребенка в целом.

Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику — определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. Наиболее эффективные меры предупреждения ранней неуспеваемости — педагогическая подготовка и обеспечение психологической готовности ребенка к школьному обучению.

К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие:

—  недостаточное развитие мышления;

—  низкий уровень навыков учебного труда;

— большие пробелы в знаниях;

—  отрицательное отношение к учению;

—  слабое здоровье, большая утомляемость;

—  низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность;

— отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.

Необходимо различать причины и следствия отставания в учении. Анализируя причины неуспеваемости, нужно учитывать их комплексный характер, взаимосвязь и взаимозависимость причин, системный характер их проявления.

Следует всесторонне изучать личность неуспевающего младшего школьника и совокупность внешних влияний на нее. Комплексный подход позволяет выделить доминирующую причину отставания – ту, что оказывает наиболее сильное влияние в данный момент и снижает компенсаторные возможности позитивных, сохранных качеств личности.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *