Диагностика проблем семьи

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трём основным группам:

  • добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем)
  • супружеские
  • проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического психолога является диагностика проблем семьи. К методам психологической диагностики проблем семьи относятся: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Остановимся на описании метода тестирования и представим некоторые методики, позволяющие семейному психологу осуществить диагностику супружеских и детстко-родительских отношений.

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период

Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявляться на каком-либо из этапов жизненного цикла семьи.

Тесты, используемые психологом в практической деятельности для социально психологической диагностики проблем семьи, можно разделить на две группы:

  1. позволяют исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей;
  2. направлены на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.

Первая группа тестов включает в себя методики, предложенные С.В. Ковалевским:

  • Методика оценки старшеклассником себя как будущего семьянина — позволяет определить, как подросток представляет себе эту роль и в какой последовательности выделенные им качества выражены у него самого в настоящее время;
  • Тест на превентивную удовлетворённость браком показывает насколько юноши и девушки в перспективе будут удовлетворены своим браком;
  • Методика «Функционально-ролевая согласованность» — помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально-ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная (как должно быть), желаемая (как хотелось бы), квазиреальная (как скорее всего сложится). Рекомендуется так же выделить в качестве предмета обсуждения представления старшеклассников о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.

Вторую группу составляют:

  • Анкета-интервью «Вы вступаете в брак» — позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью — хороший инструмент для работы психолога ЗАГСа, центров молодёжи и т.п.
  • Тест-карта оценки готовности к семейной жизни — помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д.  Кроме того, с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений.
  • Методика определения психологической совместимости в браке — модифицированный вариант теста Т. Лири. Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырёх уровней супружеских отношений — психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном, — может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована так же в целях оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества. Прогнох совместимости будущей супружеской пары строится на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности.
  • Шкала любви и симпатии — эту методику можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом консультировании. Её преимущество — в простой обработке и легкости исполнения. Используя эту методику, психолог может выявить особенности эмоционального отношения респондента к любимому человеку.