Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций

Внутренняя  регуляция  деятельности:  эмоциональная  и  волевая.  Они  тесно связаны  между  собой.  Н.  Я.  Грот:  взаимосвязь  психических   процессов.

Психический  цикл  –  модель  психического  действия.  Четыре   стадии:   1) объективное  восприятие   –   ощущение.   2)   субъективное   восприятие   –чувствование. 3) субъективная  деятельность  –  стремление.  4)  объективная деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД =  воля.

Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.

Б.  Спиноза.  Любая  вещь  стремится   прибывать   в   своем   существовании (развиваться).  В  стремлении  быть  заключается  подлинная  сущность  вещи. «Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится  быть  и  сознает  свое стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть — воля.  Когда стремление души и тела едины, то это – влечение.  Если  оно  осознается,  то это — желание. Аффект –  состояния  тела  и  идеи  этих  состояний,  которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души  к мышлению). Аффект – пассивное состояние,  через  которое  душа  переходит  к большему  или  меньшему  совершенству.  Аффект  –  телесное   непроизвольное состояние, связанное  с  возможностью  управлять  собой.  Выделение  простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение».  Осознание аффектов – возможность управления поведением.

Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое  отражение  актуального состояния  потребностей.  Эмоция  –  субъективный  эквивалент   потребности.

Леонтьев: мотив  –  предмет  потребности  и  предмет  деятельности.  Функции мотива:  побуждение  и  образование  смысла.  Смысл  –  представленность   в сознании отношения мотива к  цели.  Эмоция  –  психическая  представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.

Различные  аспекты  изучения  эмоций.  (1)  эмоциональное  явление.  Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии  сознания.

Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты.  В  качестве явления он рассматривает  элементы  сознания:  объективные  и  субъективные. Простое впечатление, связанное  с  объектом  —  объективный  элемент.  Любая эмоция связана с определенным предметом  –  предметность.  Эмоция  всегда  –отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой.  Субъективный элемент  –  переживание,  подчеркивает  приспособительный  характер  эмоций.

Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение  –  свойство объекта.  Чувства  задают  целостность  ощущения,  т.е.  эмоция  связана   с мотивом.  Критерии  различения  чувств:   удовольствие   –   неудовольствие, возбуждение   –   успокоение,   напряжение   –   разрядка.   Более   сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак  аффекта  –  продолжение во    времени.    Качество    аффекта:    преемственность     чувств,     их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения  чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений.

Сартр:  эмоция  как феномен. Феномен = описание +  объяснение  =  «непосредственное  понимание».

Феномен – то, что само  себя  объясняет.  Человек  существует  в  нескольких мирах.  В  социальном  поведении  –   в   рациональном   мире   (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»).  «Пережить  эмоцию  – внезапно перейти из мира  рационального  в  мир  магический.  Это  регрессия сознания  в  иной  способ  существования».  Эмоция   –   это   феномен,   ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у  человека критерий эмоциональной оценки  единственный,  то  он  живет  в  мире  магии.

Возможность  анализа  эмоций:

1) отделение  эмоциональной  оценки  от  свойств объекта.

2)  эмоциональное  состояние.   Приспособительное   значение   эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.

(3) эмоциональный процесс. Теория  Джемса  –  Ланге.  Наблюдение  объекта  –телесные периферические изменения – их осознание –  эмоция.  Физиология:  не периферические, а центральные изменения. Это физиологический  смысл  эмоций.

Психологический  смысл:  Клапаред.  Уточнил   теорию   Джеймса-Ланге.   Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением).  Эмоция может не  возникать,  а  чувственная  оценка  необходима,  она  обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как  конечный  результат  может  разрушить деятельность. Исследования:  Шектен,  60е  годы.  Испытуемые  участвовали  в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на  10-15 минут  повышают  общую  телесную  активность).  Нужно  определить,  какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник  экспериментатора  задает образец для понимания телесных изменений.

Функции эмоций.

1)  оценка.  Эмоциональный  критерий  оценки  –  функция  от вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных  следов,  их совокупность  –  аффективная  память.  Она   накапливается.   Предвосхищение ожидаемого события  часто  его  структурирует.  Эмоциональное  подкрепление: собственная оценка текущих  событий.  Следообразование:  собственная  оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.

2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции  мобилизуют  организм к действию – функции  не  специфической  активации  организма.  Организация: синтезирование впечатлений. Функция  эвристики.  Функция  смыслообразования. Эмоция организует или разрушает деятельность.

3) экспрессия – коммуникация невербального  общения.

Уровни  выражения: 

А) природный организм: эмоция как сигнал. Б)  социальный  индивид:  эмоция  как знак. Шлосберг: шкала внешних выражений  эмоций.  В)  личность:  эмоция  как символ.  Непосредственное   понимание   субъектом   собственной   личностной проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к  архетипу.  Это  материал для анализа.

Основание классификации. 1)  отражаемый  предмет.  2)  функция.  3)  уровень развития.

(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации,  то  эмоции могут быть и вне ее. Примеры  собственно  эмоций:  тревожность.  Рубинштейн. Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные  –большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.

(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления  в  ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы  в ней  можно  было  действовать.  Эмоции  —  Базовые  потребности.  Чувства  — Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная  оценка  ситуации. Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер:  эмоция выполняет   функцию   мотива   (побуждение).   Мотивы:   физиологические   и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной  сферой).  Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.

(3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2)  собственно эмоции. 3) чувства.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *