Раскройте основные направления в изучении личности.

Личность- это человек взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, является устойчивым, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. С этим понятием не редко употребляются понятия человек, индивид,  индивидуальность. Индивид- биологическое существо т.е. конкретный человек, взятый из социума, наделен сознанием, речью и способен трудиться.

Человек –биосоциальное существо, принадлежит к классу млекопитающих, для которых характерно прямохождение, развитие рук необходимых для трудовой деятельности и высокоразвитый мозг. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от др. людей.  Универсум –человек , достигший наивысшей точки саморазвития.

Структура личности в нее входят: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. 

Темперамент – включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. 

Характер – содержит качество, определяющее поступки человека в отношении др. людей. 

Волевые качества – охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки – убеждение и отношение людей. 

По Рубинштейну – предусматривал 1) Направленность (интересы, цели, установки, мировоззрение), 2) Знание, умение, навыки – полученные в ходе обучения и формирования соц. опыта.  3)Индивидуально-типологические особенности- способности, характер, темперамент.

По Платонову:  1)направленность 2) соц. Опыт (то, что получаем в ходе обучения, + знания, умения, привычки, которые приобретаем в обществе). 3) Биологическая обусловленность – входят половые и возможные патологические изменения 4) Форма отражения – это специфическое развитие познавательных процессов.

По Фрейду: имеет 3 составляющие- «Оно», «Я», и «Сверх Я». «Оно»- наиболее сильный и рациональный компонент личности, подчиняющий принципы удовольствия. Это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося опыта жизни. Постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психпроцессы и состояния.

«Я» -подчинен принципу реальности. Сознание. Это, самосознание чел_овека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.  «Сверх Я»- это те моральные нормы, которые накладывает на нас общество, которым мы вынуждены подчиняться. Различают «Эго совесть» -составляет цензуру общества; «Эго идеал»  — набор тех качеств личности, которые навязываются обществом. Основные источники формирования «Сверх Я» личности – родители, учителя, др. люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни. Неосозноваемое влечение, идущее от «Оно» находятся в соответствии конфликта с тем, что содержится в «Сверх Я» т.е. в соц. и нравственными оценками поведения; поэтому, между «Оно» и «Сверх я» существует постоянное противоречие. Они разрешаются с помощью «Я»- сознания, которое действует с принципом реальности, стремиться

примерить эти стороны, чтобы влечение «Оно» были удовлетворены и не было нарушение норм морали. Стремясь избавиться от этих неприятных эмоц. состояний человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы:  отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение. Если эти защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в символической форме (сновидения, шутки, странностях поведения человека).

История психологии личности. 1)Филисовско-литературный- основной метод исследования- наблюдение и самонаблюдение 2)Клинический –занимаются врачи психиатры, методы наблюдения за больными и сравнивали. Представитель Кречнер выделил 4 типа людей: а)астеники (худые, высокие, длинные конечности, склонны к шизофрении) б) пикники (маленькие, круглые животики, романтики, трусоваты). В)атлетики (сильные, мускулистые, активные, жизнерадостные, склон к эпилепсии), г) диспластики (плохо сформированы, врожденное уродство, скрытны, мстительны, целый букет психических заболеваний).

3) Экспериментальный – сван с созданием лаборатории Вунда. Личность- это субъект и объект общественных отношений. Теоретические подходы к изучению личности: Описательный, бихевиаристский, когнитивный, психодинамический, гуманистический, деятельностный. Направленность личности: Выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Это совокупность устойчивых мотивов,  ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность это установки, ставшие свойствами личности. Н включает несколько форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Эти формы  являются мотивами её деятельности.

Психология личности