Раскройте проблему личности в теории оперантного обуславливания Скиннера.

Б. Скиннер  является представителем нео­бихевиоризма.

Основные положения теории «оперантного би­хевиоризма»:

  1. Предметом исследования является поведение орга­низма в его двигательной составляющей.
  2. Поведение — это то, что делает организм и что мож­но наблюдать, и поэтому сознание и его феномены -воля, творчество, интеллект, эмоции, личность — не могут быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы объективно.

3. Человек не свободен, так как сам никогда не управ­ляет своим поведением, которое детерминировано внеш­ней средой.

4. Личность понимается как набор поведенческих шаб­лонов «ситуация — реакция», причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории.

  1. Поведение можно разделить на три вида: безусловно рефлекторное и условно-рефлекторное, которые являются простым ответом на стимул, и оперантное, возникаю­щее спонтанно и определяемое как обусловливание; этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.
  2. Главной характеристикой оперантного поведения яв­ляется его зависимость от прошлого опыта, или послед­него стимула, получившего название подкрепления. По­ ведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.
  3. Процесс положительного или отрицательного под­крепления за совершенное действие называется обуслов­ливанием.
  4. На основе подкрепления можно построить всю сис­тему обучения ребенка, так называемое программиро­ванное обучение, когда весь материал расчленяется на мел­кие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкреп­ление, а в случае неудачи — отрицательное.
  5. На этой же основе строится и система воспитания и управления человеком — социализация происходит путем положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества.