Раскройте проблему личности в трудах Божович

Главный труд ее деятельности  вышедший в 1960г «Личность и ее формирование в детском возрасте»

Члены политбюро должны были осудить книгу т.к. не было ссылок на Маркса и Ленина, и в ней отмечены плюсы теории Фрейда, что было не принятым.

Однако  ее концепция является авторской , осуждение не было вынесено, а книга получила государственную премию.

Это авторская концепция развития личности в рамках педагогической психологии. Под психологически зрелой личностью Божович считала ч-ка, достигшего высокого уровня психического развития, основной характеристикой которого, является способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств и руководствуясь сознательно поставленными собственными целями. Т.е. вести себя в соответствии с нужным для себя, а не подстраиваться.

Центральное понятия концепции  — ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ, которая формируется у ребенка к 7 годам и определяет отношение ч-ка к себе, и к занимаемому им положению в жизни, обществе.

Внутренняя позиция школьника  — совокупность социальных и познавательных мотивов.

РАЗЛИЧИЯ:

Внутренняя позиция в онтогенезе(в процессе взросления) Внутренняя позиция взрослого
1. Является возрастной характеристикой и почти у всех детей одного возраста она одинакова(хочу быть тем-то) 1. Имеет больше индивидуальных различий.
Всегда отражает стремление к новому, более взрослому положению в жизни. 2.Проявляется по-разному в период зрелости и в период угасания(в период зрелости-стремится к положению наиболее соответствовать требованиям), (в период угасания – стремиться сохранить то положение кот-е было раньше)

При разработке концепции Божович и ее сотрудниками были введены новые понятия: -внутренняя позиция; — смысловой барьер; -эффект неадекватности; — аффективные переживания.