Чувства, их психологическая характеристика (обзор по теориям эмоций)

 Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином — «чувство».

I. Вильгельм Вундт.

Как и всякий  структуралист,  Вундт искал  инварианты  психического, его  извращения  привели  к  выделению   двух   видов   далее   неразложимых «психических элементов», сочетающихся в  более  сложные  образования  —  это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все  когнитивные  процессы, все,   что   человек   отражает,   сопровождается   определенным    чувством (субъективные  впечатления).  Высшей  ступенью   взаимодействия   чувств   и развивающихся из них аффектов являются  волевые  процессы.  Чувствам  присущи свойства  качества  и  интенсивности.  Разномодальные  чувства  Вундт  нарек диспаратными. По качеству  чувства  выделялся  длинный ряд  переходных  форм,  который  был  представлен  трехмерным  пространством (удовольствие-неудовольствие,     напряжение-разрядка     и     возбуждение-успокоение).  Любое  чувство  может  быть   представлено   точкой   в   этом пространстве.

Аффект — форма течения чувств  в  этом  самом  пространстве,  однако  только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не  приводят.  Динамика — в каждый момент времени у человека имеется множество чувств — точек в пространстве, и их положение  постоянно  меняется.  Близкие чувства объединяются в более сложные, а те в свою очередь в  процессе  некой суммации и дают цельное ситуативное чувство.  Многие  чувства  человеком  не осознаются, однако профессионал может их распознать.

Принципы слияния чувств:

1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.

2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут  господствовать  над другими.

3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.

II. Эрнст Клапаред.

Чувства по оному — полезные «аффективные  нюансы»,  позволяющие  определить ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он  говорит, что для каждой эмоции существует свое чувство.  Интеллектуальные  чувства  -элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое  такое чувство соответствует адаптивным реакциям  и  установкам.  Чувства  выражают отношение ситуации к нашему благосостоянию  (установку  к  ситуации).  Таким образом чувство — осознание установки.

III. С.Л.Рубинштейн.

У Рубенштейна чувство равно  эмоции.  Чувство  рождается  в  деятельности  и обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет  чувство  —  зависит от отношения результата деятельности к цели оной. Динамикачувств зависит  от динамики деятельности. Эмоция — единство  аффективного  и  интеллектуального начал,   которая   может   как   организовывать    деятельность,    так    и дезорганизовывать ее.

Рубенштейн выделяет три уровня чувств:

1) органические (физические) чувства связаны прежде  всего  с  органическими потребностями.

2) предметные чувства — осознаное переживание  отношения  человека  к  миру, включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства.

3) мировоззренческие чувства — выражают стойкие мировоззренческие  установки личности.

Аффекты — бурные  эмоциональные  процессы  взрывного  характера.  Страсти  -стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.

IV. А.Н.Леонтьев

Под чувствами понимает результат специфического  обобщения  эмоций.  Чувства предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней —  от чувств к об’екту до  социальных  чувств.  Несовпадения  эмоционального  тона объекта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоций  и  чувств ведет к амбивалентности.

V. МакДауголл

Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало  два  вида  чувств  -удовольствие/неудовольствие,  но  с  развитием  познания  они   усложнились. Чувства возникают в  зависимости  от  успешности/неуспешности  осуществления устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции,  не  специфичны относительно установок организма (одно  и  то  же  чувство  может  быть  при разных  установках).  Чувства  не  смешиваются,  их  сложность  зависит   от развития познания.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *