Воспитание подростка в семье

Воспитание подростка в семье

Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, она обеспечивает ребенка накоплением опыта общения и родительских воздействии, взаимодеиствия с людьми разных поколении, разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребенка. Роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.

Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и в семье. Дисгармония детско-родительских отношений может порождаться дисгармонией супружеских отношений, выражаясь, в частности, в искаженных ролях подростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку, которые с большой вероятностью воспроизводятся подростком в будущем в его собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьях подростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций и асоциальные ценностные представления.

Таким образом, происходящие изменения в возможностях и личностных особенностях подростка порождают у него новые потребности в автономии, уважении, возможности самому принимать решения. Полностью отделиться от семьи он еще не готов и в этот, непростой для него период, поддержка семьи, ощущение принадлежности к семейному «мы» ему необходима. Многое в прохождении этого этапа решает готовность и желание семьи ему такую поддержку оказать. Поэтому интенсивность, длительность и болезненности этого периода зависят от качества преодоления семьей предыдущих кризисов, от количества неразрешенных задач развития как семейной системы в целом, так и каждого ее члена.

Отношение к воспитанию в семье как к делу несложному и доступному для всех сложилось на основе прошлой практики воспитания, когда на основе более простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, неизмеримо возросли требования к личности. Поэтому, родителям сегодня необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Подростковый период знаменует собой качественные преобразования личностных характеристик ребенка, появление новых потребностей, что влечет за собой и необходимость перестройки всей сложившейся семейной системы. Эту взрослость ребенка необходимо принять и помочь подростку укрепиться в ней, необходимо передать подростку ответственность за свои поступки, но далеко не всегда семья готова к этому. И в этом случае возникает конфликт и деформации развития, которые затрагивают как личность ребенка, так и семью в целом.

Проблема подросткового возраста достаточно хорошо изучена и сегодня психологическая практика предлагает набор достаточно эффективных методов и техник, способствующих преодолению кризисных проявлений в семейной системе в этот период. Сложность остается лишь в том, что у нас не сложилось культуры обращения к специалистам за помощью в решении проблем, и большинство семей по-прежнему склонны упрощать процесс воспитания, со всеми вытекающими отсюда последствиями.