Дарование прощения

ПСИХОЛОГИЯ ПРОЩЕНИЯ
Для описания того, как разные люди проходят через процесс прощения, предлагалось множество моделей. Возможно, наиболее известная и наиболее разработанная из них, — это гипотеза Р. Энрайта и его коллег из университета Висконсин — Мэдисон. Современную формулировку этой модели можно продемонстрировать схемой 1. Следует отметить, что перечисленные в ней стадии не являются жесткими. В процесс прощения можно включиться на разных стадиях и не обязательно проходить их все; можно также повторять некоторые стадии неоднократно.
Схема 1                                 Ступени процесса прощения
Фаза открытия
1.  Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место.
2.  Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе.
3.  Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.
4.  Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды.
5.  Осознание личностной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (или постоянные
мысли о ней).
6.  Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.
7.  Понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного
изменения.
8.  Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире. Фаза принятия решения
9.  Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают.
10.  Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.
11.  Готовность простить обидчика.
Фаза действия
12.  Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью
примеривания на себя различных ролей.
13.  Эмпатия по отношению к обидчику.
14.  Осознание собственного сочувствия обидчику.
15.  «Поглощение» неизбежной боли.
Фаза результата
16.  Нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении.
17.  Понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом.
18.  Понимание того факта, что человек не изолирован от других.
19.  Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни.
20.  Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении
обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации.
Шаги 1-8, составляющие первую фазу, представляют собой открытие, поскольку при этом основная задача того, кто прощает, — быть честным перед собой в размышлениях об обиде и ее влиянии. Некоторые люди могут прибегать к механизмам психологической защиты, чтобы избежать последствий признания обиды (шаг 1). Гнев (шаг 2) и в некоторых случаях стыд (шаг 3) возникают тогда, когда жертва честно признается в том, что была обижена другим человеком. Человек осознает, что вся его эмоциональная (шаг 4) и когнитивная (шаг 5) энергия тратится на переживание травмирующей ситуации. Некоторые также осознают, что сравнивают свое неприятное положение с положением обидчика (шаг 6). Например, мужчина, от которого, ради нового брака, ушла жена, может осознать, что особенно остро испытывает боль, когда представляет, как она счастлива теперь. На шаге 7 прощающий начинает понимать, что из-за обиды его жизнь может навсегда измениться в отрицательную сторону: например, жертва сексуального насилия — лишиться способности иметь детей, участник скандального развода — быть вынужденным расстаться с детьми, священник — потерять работу из-за клеветы в его адрес.
Все эти открытия приводят пострадавшего к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости в жизни (шаг 8).
Шаги 9-11 называются фазой решения. В какой-то момент большинство обиженных осознает, что стратегии излечения, на которые они полагались, неэффективны, и что для избавления от боли нужно предпринять что-то еще (шаг 9). Жертва начинает рассматривать прощение как возможный выбор (шаг 10) и наконец, принимает решение взять на себя тяжелый труд: простить обидчика (шаг 11).
Фаза действия заключается в шагах 12-15. Пересмотр своих взглядов (шаг 12) или стремление к пониманию личной ситуации обидчика и действующих на него стрессоров, вызвавших причиняющее жертве боль поведение, могут помочь прощающему более полно понять поведение обидчика. Очень важно, однако, не находить оправданий обидчику. Например, может возникнуть желание извинить насильника, когда выяснится, что он в детстве сам пережил сексуальное насилие, и возможно, история его жизни предопределила делинквентное поведение. В конце концов, каждый человек ответствен за свои поступки. Шаг 13 (эмпатия) и шаг 14 (сострадание) — эмоциональные компоненты пересмотра взглядов: по мере того как мы понимаем, что пережил обидчик, мы в какой-то мере чувствуем его/ее боль и смягчаемся. По имеющимся данным, эмпатия, переживание чувств, сходных с чувствами обидчика, особенно способствует прощению. На шаге 15 жертва «поглощает» боль благодаря решению, что не будет причинять боль другим своими действиями.
Подготавливая себя к дарованию прощения, индивид вступает в фазу результата, подразделяющуюся на шаги 16-20. Экзистенциальная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и продвижение в сторону прощения имеют глубокое позитивное значение как для нее самой, так и для других (шаг 16). Например, женщина, с которой развелся муж, может прийти к выводу, что это помогло ей стать более независимой, а продвижение к прощению создало более тесные обеспечивающие ей поддержку отношения с детьми (связанное с верой значение страдания и прощения обсуждаются в статье).
Шаг 17 — это шаг в направлении смирения: мы понимаем, что и сами несовершенны, и в прошлом наносили обиды другим, а значит, нуждаемся в прощении. Этот шаг может помочь и в фазе действия, обсуждавшейся выше. Прощающий также может осознать, какую социальную поддержку он получил во время своего продвижения к прощению, и испытать за нее благодарность; к этому присоединяется ощущение «нормальности» в связи с тем, что и другие страдали тоже (шаг 18). Человек иногда находит новую цель в жизни (шаг 19), ставит перед собой новые цели из-за перенесенной обиды. Например, жена, оставленная мужем, может решить, что ей стоит оказать помощь другим женщинам, оказавшимся в сходной ситуации. Наконец, прощающий испытывает ослабление отрицательных чувств по отношению к причинившему зло (шаг 20); многие также приходят к положительным мыслям, чувствам и действиям в адрес обидчика.
В дополнение к теоретическому рассмотрению процесса прощения ученые также исследовали развитие понимания людьми концепции прощения. Р. Энрайт, М. Сантос и Р. Аль-Мабук предложили рассматривать шесть стадий понимания прощения. Основанные на теории когнитивного развития Ж. Пиаже и модели развития этических рассуждений А. Кольберга, эти стадии отражают процесс понимания прощения, который начинается с акцента на собственной личности, затем выделяет общественную сторону проблемы и заканчивается осознанием принципа.
Схема 2                            Стадии понимания прощения
1.  Прощение, основанное на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию.
2. Прощение, основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если мне будут принесены извинения, если, простив, я буду чувствовать себя менее виноватым, тогда я могу простить.
3.  Прощение во исполнение ожиданий других: я могу простить, если меня побуждают к этому другие.
4.  Прощение во исполнение требований моей религии.
5. Прощение как средство достижения социальной гармонии: я прощаю, потому что это восстанавливает социальную гармонию и хорошие отношения в обществе.
6.  Прощение как любовь: я прощаю без всяких условий, из любви к обидевшему меня, потому, что должен испытывать искреннюю любовь к другому человеку и его ущемляющее меня поведение не отражается на моей любви к нему.
Индивид, находящийся на первой стадии понимания прощения, полагает, что прощение невозможно без наказания обидчика, в то время как находящийся на второй стадии считает, что сначала должен получить обратно то, чего лишился, или хотя бы услышать извинения. Следует обратить внимание на то, что эти стадии путают прощение и правосудие. В каждом случае «счет должен сравняться», прежде чем будет даровано прощение. На третьей и четвертой стадиях прощение рассматривается как зависимое от внешнего давления. На третьей стадии индивид прощает, потому что испытывает давление других, а на четвертой стадии прощение определяется требованиями религии. Следует отметить, что такое требование церкви не обязательно приводит к незрелой форме прощения, хотя многие прощают неохотно, только в силу религиозных установлений: эти люди не понимают причин существования такого требования. Индивид, находящийся на пятой стадии понимания прощения, ориентируется на социальные последствия, делающие прощение оправданным. Прощение для такого человека — хорошая идея, потому что способствует миру между людьми. Только на шестой стадии прощение даруется без всяких условий. Достигший ее индивид прощает из любви к другому, не интересуясь, как это отразится на отношениях в обществе в целом. Р. Энрайт и соавторы показали, что стадии понимания прощения связаны с возрастом: детям свойственны более ранние, взрослым — более высокие стадии понимания прощения. Разброс значений с возрастом увеличивается, показывая, что некоторые взрослые остаются на более ранних стадиях, в то время как для детей не характерны более высокие стадии. Важно отметить, что приведенные выше результаты относятся к представлениям людей о гипотетических ситуациях. В реальной жизни эмоции и социальные факторы могут воздействовать на человека, и он будет поступать отлично от собственного когнитивного понимания прощения.
ИССЛЕДОВАНИЯ ДАРОВАНИЯ ПРОЩЕНИЯ
Десятилетние эмпирические наблюдения над процессом и результатами дарования прощения другому человеку показывают большое влияние межличностного милосердия. Первая большая база данных по этим вопросам была собрана Р. Энрайтом и его коллегами и впервые опубликована в работе. Прощение оценивалось на основании собственной оценки испытуемым степени превозмогания отрицательных чувств и выработки позитивных мыслей, эмоций, поведения в отношении обидчика. Приведем примеры высказываний испытуемых: «Я постараюсь избегать его/ее» (негативное поведение); «Я испытываю к нему/ней теплые чувства» (положительные эмоции). М. Субковяк и соавт. представили данные, говорящие о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его собственного развития отношениях (со сверстниками — для подростков, семейных отношениях — для взрослых).
Другие работы подтверждают и расширяют эти результаты, показывая, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными психологическими характеристиками, такими, как самоуважение.
По своей природе экспериментальные данные, говорящие о том, что прощение ведет к улучшению психического здоровья, были бы более убедительны, чем заключения, построенные на корреляциях. Несколько работ показывают, что прохождение фаз прощения (схема 1) приводит не только к достижению более высоких уровней прощения, но и к улучшению психического здоровья. Например, в работе описывается курс из шести занятий по достижению прощения среди студентов колледжа, лишенных родительской любви в детстве. Вмешательство включало дискуссию о том, что представляет собой прощение, а затем испытуемым предлагалась модель, приведенная в схеме 1. После вмешательства экспериментальная группа показала рост готовности прощать, самоуважения, положительного отношения к родителям и снижение тревожности.
Более интенсивное вмешательство, осуществленное С. Фридманом и Р. Энрайтом в группе лиц, переживших инцест, показало сходные результаты: после участия в занятиях испытуемые обнаружили рост готовности простить обидчика, надежды, самоуважения и снижение уровня тревожности и депрессии. О сходной программе с такими же результатами сообщается в работе.
Данные исследований неопровержимо показывают, что дарование прощения приводит к улучшению психического здоровья; готовность прощать может поощряться в образовательных и лечебных учреждениях.
Исследователи еще только начинают изучать воздействие дарования прощения на физическое здоровье. В работах получены данные о том, как гнев и враждебность отражаются на сердечнососудистой системе; предполагается, что прощение может оказаться одной из форм профилактики сердечнососудистых заболеваний. Это — важный объект будущих исследований.
Другие исследования показывают, что понимание прощения может воздействовать на связь между прощением и физическим здоровьем. С. Хуанг оценивал стадии понимания прощения испытуемыми (см. схему 2), отбирал тех, кто находился на стадиях 4-6, а затем просил их пересказать историю обиды и прощения из своей жизни.
У тех, кто находился на четвертой стадии, при рассказе о болезненном эпизоде происходил статистически достоверно больший подъем артериального давления. Они также чаще фальшиво улыбались и опускали глаза во время рассказа. Различий между группами по сообщенным испытуемыми ситуациям обнаружено не было. И повышение артериального давления, и изменения в выражении лица тех, кто даровал прощение вследствие внешнего давления, а не по этическим соображениям, могут объясняться тем, что прощающий по-прежнему испытывает негативные эмоции, приводящие к физическим последствиям. В конце концов, это может привести к ухудшению здоровья. Очевидно, понимание человеком причин, определяющих дарование им прощения обидчику, выполняет посредническую роль между прощением и здоровьем, особенно в тех случаях, когда фиксируются невольные и/или не поддающиеся сознательному контролю проявления.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОЩЕНИЯДля описания того, как разные люди проходят через процесс прощения, предлагалось множество моделей. Возможно, наиболее известная и наиболее разработанная из них, — это гипотеза Р. Энрайта и его коллег из университета Висконсин — Мэдисон. Современную формулировку этой модели можно продемонстрировать схемой 1. Следует отметить, что перечисленные в ней стадии не являются жесткими. В процесс прощения можно включиться на разных стадиях и не обязательно проходить их все; можно также повторять некоторые стадии неоднократно.
Схема 1                                 Ступени процесса прощенияФаза открытия1.  Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место.2.  Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе.3.  Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.4.  Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды.5.  Осознание личностной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (или постоянные         мысли о ней).6.  Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.7.  Понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного      изменения.8.  Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире. Фаза принятия решения9.  Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают.10.  Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор. 11.  Готовность простить обидчика.
Фаза действия12.  Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью        примеривания на себя различных ролей.13.  Эмпатия по отношению к обидчику.14.  Осознание собственного сочувствия обидчику.15.  «Поглощение» неизбежной боли.
Фаза результата16.  Нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении.17.  Понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом.18.  Понимание того факта, что человек не изолирован от других.19.  Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни.20.  Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении        обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации.
Шаги 1-8, составляющие первую фазу, представляют собой открытие, поскольку при этом основная задача того, кто прощает, — быть честным перед собой в размышлениях об обиде и ее влиянии. Некоторые люди могут прибегать к механизмам психологической защиты, чтобы избежать последствий признания обиды (шаг 1). Гнев (шаг 2) и в некоторых случаях стыд (шаг 3) возникают тогда, когда жертва честно признается в том, что была обижена другим человеком. Человек осознает, что вся его эмоциональная (шаг 4) и когнитивная (шаг 5) энергия тратится на переживание травмирующей ситуации. Некоторые также осознают, что сравнивают свое неприятное положение с положением обидчика (шаг 6). Например, мужчина, от которого, ради нового брака, ушла жена, может осознать, что особенно остро испытывает боль, когда представляет, как она счастлива теперь. На шаге 7 прощающий начинает понимать, что из-за обиды его жизнь может навсегда измениться в отрицательную сторону: например, жертва сексуального насилия — лишиться способности иметь детей, участник скандального развода — быть вынужденным расстаться с детьми, священник — потерять работу из-за клеветы в его адрес.Все эти открытия приводят пострадавшего к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости в жизни (шаг 8).
Шаги 9-11 называются фазой решения. В какой-то момент большинство обиженных осознает, что стратегии излечения, на которые они полагались, неэффективны, и что для избавления от боли нужно предпринять что-то еще (шаг 9). Жертва начинает рассматривать прощение как возможный выбор (шаг 10) и наконец, принимает решение взять на себя тяжелый труд: простить обидчика (шаг 11).
Фаза действия заключается в шагах 12-15. Пересмотр своих взглядов (шаг 12) или стремление к пониманию личной ситуации обидчика и действующих на него стрессоров, вызвавших причиняющее жертве боль поведение, могут помочь прощающему более полно понять поведение обидчика. Очень важно, однако, не находить оправданий обидчику. Например, может возникнуть желание извинить насильника, когда выяснится, что он в детстве сам пережил сексуальное насилие, и возможно, история его жизни предопределила делинквентное поведение. В конце концов, каждый человек ответствен за свои поступки. Шаг 13 (эмпатия) и шаг 14 (сострадание) — эмоциональные компоненты пересмотра взглядов: по мере того как мы понимаем, что пережил обидчик, мы в какой-то мере чувствуем его/ее боль и смягчаемся. По имеющимся данным, эмпатия, переживание чувств, сходных с чувствами обидчика, особенно способствует прощению. На шаге 15 жертва «поглощает» боль благодаря решению, что не будет причинять боль другим своими действиями.
Подготавливая себя к дарованию прощения, индивид вступает в фазу результата, подразделяющуюся на шаги 16-20. Экзистенциальная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и продвижение в сторону прощения имеют глубокое позитивное значение как для нее самой, так и для других (шаг 16). Например, женщина, с которой развелся муж, может прийти к выводу, что это помогло ей стать более независимой, а продвижение к прощению создало более тесные обеспечивающие ей поддержку отношения с детьми (связанное с верой значение страдания и прощения обсуждаются в статье).
Шаг 17 — это шаг в направлении смирения: мы понимаем, что и сами несовершенны, и в прошлом наносили обиды другим, а значит, нуждаемся в прощении. Этот шаг может помочь и в фазе действия, обсуждавшейся выше. Прощающий также может осознать, какую социальную поддержку он получил во время своего продвижения к прощению, и испытать за нее благодарность; к этому присоединяется ощущение «нормальности» в связи с тем, что и другие страдали тоже (шаг 18). Человек иногда находит новую цель в жизни (шаг 19), ставит перед собой новые цели из-за перенесенной обиды. Например, жена, оставленная мужем, может решить, что ей стоит оказать помощь другим женщинам, оказавшимся в сходной ситуации. Наконец, прощающий испытывает ослабление отрицательных чувств по отношению к причинившему зло (шаг 20); многие также приходят к положительным мыслям, чувствам и действиям в адрес обидчика.
В дополнение к теоретическому рассмотрению процесса прощения ученые также исследовали развитие понимания людьми концепции прощения. Р. Энрайт, М. Сантос и Р. Аль-Мабук предложили рассматривать шесть стадий понимания прощения. Основанные на теории когнитивного развития Ж. Пиаже и модели развития этических рассуждений А. Кольберга, эти стадии отражают процесс понимания прощения, который начинается с акцента на собственной личности, затем выделяет общественную сторону проблемы и заканчивается осознанием принципа.
Схема 2                            Стадии понимания прощения1.  Прощение, основанное на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию.2. Прощение, основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если мне будут принесены извинения, если, простив, я буду чувствовать себя менее виноватым, тогда я могу простить.3.  Прощение во исполнение ожиданий других: я могу простить, если меня побуждают к этому другие.4.  Прощение во исполнение требований моей религии.5. Прощение как средство достижения социальной гармонии: я прощаю, потому что это восстанавливает социальную гармонию и хорошие отношения в обществе.6.  Прощение как любовь: я прощаю без всяких условий, из любви к обидевшему меня, потому, что должен испытывать искреннюю любовь к другому человеку и его ущемляющее меня поведение не отражается на моей любви к нему.
Индивид, находящийся на первой стадии понимания прощения, полагает, что прощение невозможно без наказания обидчика, в то время как находящийся на второй стадии считает, что сначала должен получить обратно то, чего лишился, или хотя бы услышать извинения. Следует обратить внимание на то, что эти стадии путают прощение и правосудие. В каждом случае «счет должен сравняться», прежде чем будет даровано прощение. На третьей и четвертой стадиях прощение рассматривается как зависимое от внешнего давления. На третьей стадии индивид прощает, потому что испытывает давление других, а на четвертой стадии прощение определяется требованиями религии. Следует отметить, что такое требование церкви не обязательно приводит к незрелой форме прощения, хотя многие прощают неохотно, только в силу религиозных установлений: эти люди не понимают причин существования такого требования. Индивид, находящийся на пятой стадии понимания прощения, ориентируется на социальные последствия, делающие прощение оправданным. Прощение для такого человека — хорошая идея, потому что способствует миру между людьми. Только на шестой стадии прощение даруется без всяких условий. Достигший ее индивид прощает из любви к другому, не интересуясь, как это отразится на отношениях в обществе в целом. Р. Энрайт и соавторы показали, что стадии понимания прощения связаны с возрастом: детям свойственны более ранние, взрослым — более высокие стадии понимания прощения. Разброс значений с возрастом увеличивается, показывая, что некоторые взрослые остаются на более ранних стадиях, в то время как для детей не характерны более высокие стадии. Важно отметить, что приведенные выше результаты относятся к представлениям людей о гипотетических ситуациях. В реальной жизни эмоции и социальные факторы могут воздействовать на человека, и он будет поступать отлично от собственного когнитивного понимания прощения.
ИССЛЕДОВАНИЯ ДАРОВАНИЯ ПРОЩЕНИЯДесятилетние эмпирические наблюдения над процессом и результатами дарования прощения другому человеку показывают большое влияние межличностного милосердия. Первая большая база данных по этим вопросам была собрана Р. Энрайтом и его коллегами и впервые опубликована в работе. Прощение оценивалось на основании собственной оценки испытуемым степени превозмогания отрицательных чувств и выработки позитивных мыслей, эмоций, поведения в отношении обидчика. Приведем примеры высказываний испытуемых: «Я постараюсь избегать его/ее» (негативное поведение); «Я испытываю к нему/ней теплые чувства» (положительные эмоции). М. Субковяк и соавт. представили данные, говорящие о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его собственного развития отношениях (со сверстниками — для подростков, семейных отношениях — для взрослых).
Другие работы подтверждают и расширяют эти результаты, показывая, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными психологическими характеристиками, такими, как самоуважение.
По своей природе экспериментальные данные, говорящие о том, что прощение ведет к улучшению психического здоровья, были бы более убедительны, чем заключения, построенные на корреляциях. Несколько работ показывают, что прохождение фаз прощения (схема 1) приводит не только к достижению более высоких уровней прощения, но и к улучшению психического здоровья. Например, в работе описывается курс из шести занятий по достижению прощения среди студентов колледжа, лишенных родительской любви в детстве. Вмешательство включало дискуссию о том, что представляет собой прощение, а затем испытуемым предлагалась модель, приведенная в схеме 1. После вмешательства экспериментальная группа показала рост готовности прощать, самоуважения, положительного отношения к родителям и снижение тревожности.
Более интенсивное вмешательство, осуществленное С. Фридманом и Р. Энрайтом в группе лиц, переживших инцест, показало сходные результаты: после участия в занятиях испытуемые обнаружили рост готовности простить обидчика, надежды, самоуважения и снижение уровня тревожности и депрессии. О сходной программе с такими же результатами сообщается в работе.Данные исследований неопровержимо показывают, что дарование прощения приводит к улучшению психического здоровья; готовность прощать может поощряться в образовательных и лечебных учреждениях.
Исследователи еще только начинают изучать воздействие дарования прощения на физическое здоровье. В работах получены данные о том, как гнев и враждебность отражаются на сердечнососудистой системе; предполагается, что прощение может оказаться одной из форм профилактики сердечнососудистых заболеваний. Это — важный объект будущих исследований.Другие исследования показывают, что понимание прощения может воздействовать на связь между прощением и физическим здоровьем. С. Хуанг оценивал стадии понимания прощения испытуемыми (см. схему 2), отбирал тех, кто находился на стадиях 4-6, а затем просил их пересказать историю обиды и прощения из своей жизни.
У тех, кто находился на четвертой стадии, при рассказе о болезненном эпизоде происходил статистически достоверно больший подъем артериального давления. Они также чаще фальшиво улыбались и опускали глаза во время рассказа. Различий между группами по сообщенным испытуемыми ситуациям обнаружено не было. И повышение артериального давления, и изменения в выражении лица тех, кто даровал прощение вследствие внешнего давления, а не по этическим соображениям, могут объясняться тем, что прощающий по-прежнему испытывает негативные эмоции, приводящие к физическим последствиям. В конце концов, это может привести к ухудшению здоровья. Очевидно, понимание человеком причин, определяющих дарование им прощения обидчику, выполняет посредническую роль между прощением и здоровьем, особенно в тех случаях, когда фиксируются невольные и/или не поддающиеся сознательному контролю проявления.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *