Подросток и семья

Роль семьи в жизни подростка

H.Л. Москвичева и А.А. Реан считают, что по сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прошлых этапах воспитания.

Они же говорят о том, что семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ре­бенок находится за пределами дома.

Реан А. А. и Коломинский Я.Л. указывают на то, что характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов:

  • Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов.
  • Во- вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношении, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое.
  • В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он — не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

И.С. Кон утверждает, что на протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях»:

  • Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я — концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, спо­собствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.
  • Во-вторых, родители — директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений. Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это «верховная власть», от кото­рой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных вещей, одежды и т. п.
  • В-третьих, родители — образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми. Как пишет Ф. Райе, в подростковом возрасте родители уже не являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности. Вместе с тем, говорит Ф. Райе, подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно.
  • В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей ощущается и самими подростками.

И.С. Кон утверждает, что по мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются. Он же говорит о том, что подростковый возраст — период эмансипации ре­бенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческии и нормативный.

Эмоциональная эмансипация — перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, появление значимых эмоциональных отношений с другими людьми. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. Созревает необходимость построения новой, собственной сложной системы эмоциональных отношении, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении и свободных от зависимости, такой системы, центром которой является сам подросток, а не его родители. Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям — дружба, любовь.

М. Клее утверждает, что стремление освободиться от эмоциональной зависимости от родителей у девочек выражено меньше, чем у мальчиков, иногда до такой степени, что это «представляется им вообще неважным». Девочки более согласны с родительскими требованиями и больше озабочены поддержанием эмоциональных отношений с семьей. Мальчики более решительно противостоят своей семье и часто используют группу сверстников как средство поддержки своих попыток достичь независимости.

И.С. Кон определяет нормативную эмансипацию как формирование у молодых людей своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех, которых придерживаются его родители.

Ценностная система личности начинает складываться в подростковом возрасте, так как к этому времени ребенок уже накапливает определенную сумму знаний, приобретает способность к логическим рассуждениям, абстрагированию, у него возникает потребность в осознании своей личности, своего места среди других людей. Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, однако нельзя не учитывать влияния и других внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включается подросток, стабильность (нестабильность) социально-экономической обстановки и др.

Райе Ф., анализируя исследования, утверждает, что влияние родителей на ценностные ориентации детей сильнее в тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимное понимание, частое и интенсивное общение, где последовательно поддерживается семейная дисциплина в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля. При неблагополучных отношениях в семье влияние внесемейных факторов на формирование ценностных представлении подростка усиливается.

И.С. Кон рассматривает поведенческую эмансипацию как стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства.  В старших классах подросток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т.п. вместе с тем степень поведенческой эмансипации от родителей у подростков может значительно отличаться в разных сферах: в более серьезных вопросах, например, в выборе стратегии образования, они подчиняются родителям.

Таким образом, Райе Ф. полагает, что стремление к поведенческой автономии имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ею воспользоваться. Подростки нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того, как они научаются ею пользоваться. Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает и волнует родителей и часто становится причинои конфликтов в семье.

Как отмечают Р.Т.Байярд, Дж.Байярд, проблема регуляции поведения подростков заключается в том, что родителям очень трудно делегировать ответственность за собственное поведение детям. Действия родителей продиктованы беспокойством за будущее своих детей, но парадокс заключается в том, что если их контроль успешен, ребенок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни. Проблемы взаимоотношений с родителями начинают беспокоить подростков уже с 12 лет, но достигают наибольшей остроты в возрасте 13 и 14 лет.

Кон И.С. ссылается на то, что по оценке старшеклассников, уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная откровенность с ними резко снижается от 7-го к 9-му классу, и по всем этим параметрам родители значительно уступают друзьям — сверстникам опрошенных.

Д.Я. Райгородский подчеркивает, что подростки чётко разграничивают «сферы влияния» родителей и сверстников. Обычно от родителей они воспринимают систему ценностных ориентации, моральных принципов и норм поведения, обращаются к ним по поводу проблем, относящихся к фундаментальным аспектам социальной жизни. Что же касается сверстников, то чаще всего подростки советуются с ними по частным, конкретным, «сиюминутным» вопросам.

Таким образом, основной психологической задачей подросткового периода является достижение определенного уровня автономии подростка от семьи. В этом возрасте происходит перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, формирование собственной системы норм и ценностей, отстаивание права на принятие собственных решений. Практически во всех вышеперечисленных аспектах направление развития «от семьи».

В этот период подросток остро нуждается в поддержке и одобрении со стороны семьи, но часто, он такой поддержки бывает лишен.

Сложность заключается в том, что пройти этот период безболезненно и полноценно ребенок может только в том случае, если семья ему в этом поможет, а, когда семья не готова к такой помощи, в силу разных причин (нежелание семьи «отпустить» ребенка, неготовность передать ему ответственность, собственные нерешенные личностные или супружеские конфликты родителей), отношения между родителями и детьми нарушаются и возникают конфликты.

Усвоенный в родительской семье неясный и конфликтный стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.