Принятие прощения

Большая часть исследований посвящена процессу и результатам дарования прощения обидчику, однако некоторые авторы (Р. Энрайт, Э. Гассин) обсуждают процесс и результаты получения прощения от другого человека. В работе рассматривается серия шагов, которые должен совершить обидчик, желающий получить прощение от обиженного (см. схему 3).

Схема 3                      Ступени процесса получения прощения

Фаза осознания ситуации

1.  Формальное отрицание, но внутреннее признание того, что я обидел другого человека.

2.  Чувство вины (в силу нарушенной справедливости), раскаяния (печали), возможно, гнева в свой адрес.

3.  Чувство стыда (ощущение того, что другие осуждают и отвергают меня).

4.  Осознание катарсиса.

5.  Осознание когнитивного репетирования.

6.  Сравнение себя с обиженным, понимание того, как он страдает, сравнение взаимоотношений до и после обиды.

7.  Понимание того, что обиженный мной мог пережить необратимые негативные изменения по моей вине.

8.  Осознание того, что мое самовосприятие изменилось в худшую сторону (повысился уровень самокритичности, возможно, снизилось самоуважение).

Фаза принятия решения

9.  Понимание того, что мне нужно изменить свои взаимоотношения с тем, кого я обидел.

10.  Желание получить прощение. Оно может выражаться в принесении извинений и попытке загладить нанесенный ущерб. Я могу ошибочно счесть, что в состоянии заставить Другого простить меня.

11. Понимание того, что прощение, полученное от другого, — это дар, и готовность терпеливо ожидать этого дара. Фаза действия

12.  Пересмотр моего понимания Другого, осознание того, что он страдает и нуждается в том, чтобы прошло какое-то время, чтобы он мог простить.

13.  Эмпатия по отношению к Другому.

14. Появление сострадания к Другому или желания терпеливо страдать вместе с ним.

15.  Принятие боли: я готов терпеть гнев обиженного и принимаю трудности своего пути к прощению.

Фаза результата

16.  Нахождение смысла в страдании вследствие нанесенной мной обиды и в трудном пути к прощению.

17.  Осознание того, что я простил Других.

18.  Понимание того, что я не одинок и что Другие тоже оказывались в сходной ситуации.

19.  Нахождение новой цели (как мне впредь жить иначе, чем до сих пор?)

20.  Освобождение от чувства вины и раскаяния, возможно, чувство благодарности к Другому.

21.  Примирение с Другим может начаться или продолжиться.

Ступени в схеме 3 очень напоминают стадии в схеме 1, лишь с некоторыми изменениями. Во время фазы осознания ситуации обидчик признает, что причинил боль другому, и проходит через ряд вызванных этим фактом когнитивных и эмоциональных реакций. Например, он может испытывать стыд и чувство вины, постоянно думать о нанесенной им обиде. Однако вместо пересмотра предположения о существовании в мире справедливости (пункт 8 схемы 1) человек, получающий прощение, должен переоценить самого себя. Если обиженный может критиковать мир на этой стадии, то обидчик может критиковать себя. Во время фазы принятия решения (ступени 9-11) обидчик понимает, что он должен что-то предпринять для исправления болезненной ситуации, поэтому он выражает желание получить прощение. Если обиженный не готов даровать прощение, занявшийся размышлениями обидчик должен терпеливо и смиренно ждать (ступень 11).

Ступени 12-15, фаза действия, в основном требуют понимания ситуации, в которой оказался обиженный, и попытки встать на его место. В противоположность процессу дарования прощения, принятие боли на ступени 15 при получении прощения заключается главным образом в смирении перед гневом обиженного и готовности страдать, испытывая раскаяние. Сходство есть и между фазами результата схем 1 и 3, однако следует обратить внимание на то, что ступень 21 при получении прощения недвусмысленно предполагает примирение. Как уже говорилось выше, большинство психологов рассматривает примирение как отдельный от прощения феномен и считает его разумным только в том случае, если обидчик признал свою вину и намерен изменить свое поведение. Поскольку шаги по стремлению к прощению и получению его требуют смирения и раскаяния со стороны обидчика, примирение становится вполне уместным. Важными для рассматриваемой темы являются такие концептуальные моменты, как различия в принятии прощения и важность принесения извинений. Р. Энрайт и соавт. считают, что прощение можно принять несколькими способами, лишь один из которых этичен. Когда жертва предлагает прощение, обидчик может отвергнуть его, утверждая, что он не виновен в испытываемой другим боли. Он может также принять предложенное милосердие в «псевдо-пассивной» манере, притворившись, что принимает прощение, ради восстановления отношений с обиженным и возможности снова причинить ему боль. Наконец, обидчик может принять прощение «искренне-активно», придя к смирению благодаря дарованному прощению, испытывая раскаяние за свое причинившее другому боль поведение и стараясь измениться к лучшему. Очевидно, что лишь последняя форма принятия прощения этична.

Имеются свидетельства того, что если обидчик приносит извинения, пострадавший с большим желанием и легкостью дарует прощение. Таким образом, важно определить, что входит в действенное принесение извинений. На основании теоретических и эмпирических исследований можно предположить, что наиболее эффективное извинение должно включать признание обидчиком ответственности за свои действия, выражение сожаления в связи с возникновением болезненной ситуации и эмпатии по отношению к обиженному, а также предложение какой-то компенсации за причиненный ущерб. Обидчику лучше избегать чрезмерного приведения оправданий своему поведению или утверждений о его обоснованности. Следует выражать сожаление по поводу своего собственного поведения, а не по поводу реакции обиженного. Если обидчик говорит пострадавшему «Мне жаль, что вы страдаете», но не выражает при этом раскаяния в собственном поведении, являющемся причиной страдания, тем самым он подразумевает, что обиженный сам несет ответственность за свою эмоциональную реакцию.

Эмпирические данные говорят о том, что стремление получить прощение и получение его благотворно отражаются на обидчике. Согласно имеющимся данным, респонденты значительно выше оценивали позитивные результаты поиска прощения (радость, положительные сдвиги в личностных ценностях), чем негативные (гнев, чувство вины). Кроме того, они по собственной инициативе упоминали многочисленные личные и социальные преимущества получения прощения, но очень незначительные отрицательные последствия. Более развернутое проспективное исследование, проведенное на студентах церковного колледжа, показало, что эффект получения прощения выражается в четырех основных факторах: улучшение отношений с прощающим, ослабление самоосуждения, улучшение мнения обидчика об обиженном, положительные внутренние моральные изменения. Корреляционный анализ свидетельствует о том, что принесение извинений связано с сообщениями обидчиков о больших положительных следствиях поиска и получения прощения, особенно если обидчик — мужчина. Кроме того, восприятие обидчиками качества полученного прощения было связано с положительными исходами поиска прощения. Другими словами, те обидчики, которые чувствовали, что получили искреннее прощение, а не псевдо-прощение, сообщали о более положительных следствиях полученного прощения. Это обстоятельство привлекает внимание к тому факту, что процессы дарования и получения прощения тесно связаны между собой. Хотя в данной статье в целях подробного обсуждения мы их разделили, для психологов-практиков важно помнить, что обиженный и обидчик вовлечены во взаимно важные отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция прощения издавна занимает видное место в теологических и этических системах. Современные психологические теории и исследования межличностного прощения говорят о том, что прощение — важный фактор и психического, и физического здоровья. И обиженный, и обидчик выигрывают от искреннего прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением и благодарностью. Хотя профессиональные психологи не могут принудить своих клиентов проявлять милосердие, они помогут и конкретным людям, и обществу в целом, если будут способствовать пониманию того, что представляет собой истинное прощение, и поощрять других осуществлять это доброе деяние на практике.

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *