Стиль общения отца с детьми

В семейном воспитании в настоящее время выделяются такие стили воспитания, как авторитарный, демократический, смешанный и попустительский. Каждая семья с одним из этих стилей имеет существенные особенности, влияющие на результат воспитания. Знать эти особенности необходимо, чтобы совершенствовать уровень педагогической культуры отцов.

Что же характерно для каждого стиля воспитания?

Отцы с авторитарным стилем, воспитания свысока относятся к детям, не советуются с ними, не учитывают их мнение, требуют полного послушания, придирчиво оценивают их поступки, часто ругают, наказывают. Если отец с детства наказывает ребенка за малейшую провинность (за разбитую чашку, выпачканную скатерть, за грязные брюки, за разбитый нос), то он лишь взращивает ненависть к себе, у ребенка появляется стремление больше времени проводить на улице, находить ответы на интересующие вопросы и взаимопонимание у сверстников. Страх перед грозным, властным отцом, поселившийся когда-то в душе ребенка, перерастает со временем в глубокую неприязнь, уничтожает все добрые чувства к человеку который дал ему жизнь.

Отцы в семьях со смешанным стилем воспитания зачастую слабо интересуются жизнью ребенка, не знают его потребностей. Большим авторитетом в такой семье пользуется мама. Чаще всего отцы отдают предпочтение мерам взыскания или меры поощрения и взыскания применяют хаотично. Порой отцы не реагируют ни на успехи, ни на упущения детей.

В семьях с попустительским стилем воспитания отцы чаще принимают случайные, непродуманные решения в отношении ребенка. Менее всего они интересуются жизнью сына или дочери, совсем не знают их потребностей. Для детей в таких семьях никто не является авторитетом. Дети отдаляются от мира семьи, предпочитают общаться вне ее.

Наиболее способствует формированию самостоятельной личности демократический стиль воспитания.

Он предполагает доверительные взаимоотношения между родителями и детьми. В таких семьях детей привлекают к принятию решений, важных для ее жизнедеятельности. В семье пользуются правильными методами контроля, которые не довлеют над личностью, а разумно сочетаются со стимулированием ее к самостоятельной деятельности. Используется разумное сочетание мер поощрения и наказания. Члены семьи заботятся друг о друге. Между отцом и сыном или дочерью складываются хорошие отношения. Отец часто советуется с ребенком, учитывает его мнение при принятии решений по важным семейным проблемам. В поступках, суждениях сына или дочери он допускает самостоятельность, справедливо и доброжелательно оценивает их, отдает предпочтение мерам поощрения.

Воспитание— это работа, в которой перерывов нет. Где найти в себе силы для сопереживания с растущим человеком? Как научиться жить одной жизнью с сыном и дочерью?

Дети ценят родителей более всего за человеческие качества. Самые заметные результаты родительского труда там, где отец становится организатором конкретных семейных дел, когда он вовлекает детей в круг своих забот и увлечений, развивая волю и полезные навыки.

Вот малыш гуляет с папой в скверике. Малыш копает песок. Папа читает газету. На желание малыша пообщаться папа не реагирует. Вместе они ничего не делают. Малыш не умеет читать, папа не умеет играть. А ведь духовная связь между людьми возникает только в процессе совместной деятельности. Игровая деятельность— естественное состояние и непременное условие развития ребенка. Какой-то древний мудрец просил бога: «Ниспошли детям моих врагов жизнь роскошную и беззаботную, дабы потом они и их отцы испили всю горечь дальнейшей судьбы». Мудрец понимал, что лень — мать всех пороков и первопричина всех жизненных неудач и поражений человека. От того, насколько родители доверяют ребенку (а потом и подростку) выполнение тех или иных хозяйственных дел, во многом зависит характер его трудового взросления на последующих этапах жизни. Отец может и должен сказать сыну девяти лет: «Знаешь, есть дело для настоящего мужчины: надо ножи матери наточить». И «настоящий мужчина» берет ножи и портативную домашнюю точилку и с удовольствием занимается этим мужским делом (так сказал папа!). Ребенок горд, что ему доверили, что ему не сказали, как ребенку: «Смотри, не порежься». Он и так знает, что острым ножом можно порезаться. Не надо бояться, что ребенок что-то сломает, упадет, ударится, порежется и т.д.

Постоянные нервозные окрики: «Упадешь! Руку порежешь!» и т.д.— куда вреднее и опаснее, чем вероятность того, что с ребенком случится во время выполнения тех или иных хозяйственных работ по дому. Конечно, надо учить, надо показывать, может быть, даже и потренировать в каком-то занятии, но главное — доверять. Ну а если выйдет неудача, не стоит корить себя, что доверили ребенку. Справедливо говорится: не ошибается тот, кто ничего не делает… Истина известная, но как редко родители следуют ей в повседневной практике. Куда чаще слышатся испуганные крики, предостережения и одергивания. Может быть и еще хуже: «Заставь дурака молиться!.. Дай сюда, я лучше сам сделаю!».

Отец может помочь детям приобщиться к труду. Многие мальчики настолько увлекаются техническим трудом, что им хочется что-то мастерить дома. Хорошо поступают те отцы, у которых оборудован специальный уголок, приобретены необходимые инструменты. При этом отец должен следить, чтобы дети соблюдали требования культуры труда, техники безопасности, бережно относились к инструментам, рационально расходовали материал.

В семье бывает необходимо сделать мелкий ремонт, починить скамейку, стул, табуретку оконную раму, диван, исправить замок, дверную задвижку. Отцам не обязательно спешить все делать самим, лучше привлечь к работе сыновей. Важно, чтобы у детей воспитывалось стремление помогать матери, отцу, престарелым членам семьи, друг другу в выполнении всех посильных для них дел.

В словах «труд» и «трудный» один корень. Дети должны это понимать. Ведь работа, которую им придется выполнять в жизни, не всегда будет чистой и легкой. Труд учит ребенка уважать себя и других, свой труд и труд окружающих, укрепляет волю, вырабатывает стремление к преодолению трудностей. И если сейчас иногда приходится слышать, что в городской квартире нет для детей достойной работы, то это неправда. В действительности в дома дел невпроворот. Хорошо поступают те родители, которые, выезжая за город на садовые участки, берут с собой детей.

Когда ребенок со слезами на глазах просит разрешить ему испечь пирог или вбить гвоздь в стену, надо не только разрешить, но и помочь ему это сделать.

Заслуживают осуждения те отцы, которые стыдятся рассказывать детям о своей работе, о своей профессии или порой пренебрежительно отзываются о ней.

Отец может помочь сыну и дочери выработать волевые качества, причем начать с азов, а потом постепенно подойти к главной цели — воспитанию высокой организованности. Например, научить обслуживать себя, следить за аккуратностью своей одежды и прически и т.д.

Необходимо воспитывать личность в постоянном физическом и духовном напряжении: не искать легких путей, добиваться поставленной цели своим трудом, уметь преодолевать трудности.

Беседа, совместная деятельность — одно из главных средств взаимопонимания людей. Чувство благодарности к отцу возникает в связи с возможностью разделить с ним радость, горе, получить поддержку в трудной ситуации, разрешить свои сомнения. В современной семье ребенок не всегда может удовлетворять потребность в общении, эмоциональной поддержке, сопереживании. Очень редко родители задают вопросы, затрагивающие состояние души ребенка: «Поссорился с другом, а из-за чего?», «Может, ты не прав?»

Младший сын может подойти и сказать: «Папа, поговори со мной». Чем старше будет становиться сын, тем сложнее будет этот процесс для обоих. Если ребенок даже не пытается с вами поговорить, значит, вы погасили эту потребность, он удовлетворяет ее вне дома. Хороший отец всегда старается строить с детьми ровные, основанные на взаимном уважении отношения.

По уровню эмоциональности стиль общения отца с сыном значительно отличается от материнского. Доброжелательность и строгость, искренность и сдержанность — вот составляющие отцовского стиля общения. Дети всегда чувствуют, как к ним относятся. Сюсюканье им быстро приедается, они не любят, когда их считают маленькими, несмышлеными. Но и грубость, оскорбительность тона, а также любые другие формы унижения человеческого достоинства абсолютно несовместимы с отцовским воспитанием.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *