Психолог и конфликт

Рассмотрим специфику посредничества на примере деятельности психолога. Ключевым в этой деятельности является  создание новой ситуации в  отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего  между ними  конфликта

При урегулировании  противостояния психолог  стратегической задачей считает не воздействие на оппонентов,  а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения.

Психолог организует работу с, конфликтующими в двух плоскостях. Первая представляет собой  организацию и проведение переговорного процесса, в ходе которого стороны приходят к   выработке согласованного решения. Это  позволяет решить проблему конфликта, согласовать интересы обеих сторон. Осуществление   взаимодействия по типу «триады» (оппонент — психолог — оппонент) делает участников конфликта более уступчивыми, так как они склонны рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противоположной стороне. Таким образом психолог позволяет оппонентам сохранить лицо (Д. Прюитт).

Вторая плоскость деятельности  психолога заключается  в оказании психологической помощи оппонентам. Важной задачей такой помощи становится восстановление отношений сторон, В случае успеха психологу удается преобразовать отношения недавних оппонентов в  новое качественное состояние.

Последовательность деятельности психолога при регулировании конфликта соответствует логике, которая рассмотрена выше. Она включает раздельные встречи с оппонентами, формирование положительного настроя участников на совместную работу, а также этап совместной работы. Совместная работа может быть организована с использованием системы ИПР (интегративное принятие решения), предложенной А. Фйлли. Она состоит из шести шагов.

1.  Анализ и коррекция ситуации с целью создания благоприятного климата.

2.  Анализ и коррекция представлений. С помощью специальных процедур выясняются причины конфликта и позиции участников.

3.  Анализ и коррекция отношений. Участники определяют свои чувства по отношению к конфликту и друг к другу.

4.  Определение проблемы.

5.  Поиск решения,

6.  Принятие решения. Оценка альтернативных решений и достижение согласия относительно одного из них.

При работе психолога с различными типами конфликтов могут быть отличия в посреднической деятельности. Так, процесс регулирования семейного конфликта включает четыре этапа.

1.   Разогрев. В начале работы психолог делает все, чтобы супруги почувствовали себя комфортно.

2.   Снятие препятствий.   Психолог  выявляет сомнения  и барьеры по отношению к предстоящей процедуре медиации,  которые существуют у конфликтующих сторон, и настраивает  оппонентов на конструктивную работу.

3.  Заключение соглашения. Психолог помогает супругам более четко сформулировать требования друг к другу и найти компромиссные решения, которые устраивали бы обе стороны.

4.  Прояснение ситуации. Этот этап характерен для семейной медиации. Посредник помогает бывшим оппонентам рассказать друг другу о тех чувствах и страхах, которые мешали им раньше достигнуть соглашения, а зачастую и просто поговорить друг с другом откровенно. Эмоциональное раскрытие оппонентов закрепляет результаты медиации и создает — предпосылки   бесконфликтного   общения   в   дальнейшем   (Б. Рой, К. Стейнер). Чем более открыто ведут себя супруги по отношению друг к другу, тем прочнее брак.

Существуют этические принципы, в соответствии с которыми организуется посредническая деятельность психолога. Нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить правую и неправую стороны. Он относится к ситуации максимально объективно. Психолог не должен зависеть от конфликтующих сторон.

Безоценочность позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения. Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия. Процедурный характер деятельности. Задача психолога — организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса зависит от участников. Стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет шаги оппонентов, направленные на нормализацию отношений, побуждает их к этому, обеспечивая переход от конфронтации к сотрудничеству.

Работа с процессом, а не с решением. Психолог несет ответственность не за характер принимаемых решений, а только за организацию движения к этим решениям.

Деятельность психолога по урегулированию конфликта заключается не только в медиации, но также в оказании психологической помощи участникам, в которой присутствуют элементы психодиагностики, консультирования и психотерапевтической работы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *