Способности

Основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности и таланта считают Гальтона. Именно он предложил основные методы и методики, которыми исследователи до сих пор пользуются, но самое главное – в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые до сегодняшнего дня решаются исследователями. В  отечественной психологии проблеме способностей были посвящены работы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.

Способности – психическое свойство личности, отражающее проявления, таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают специальные и общие.

Специальные- это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств деятельности. Общие способности –это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, и являются возможности развития у человека находчивости , сообразительности. Совокупность общими специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей  внес Теплов, он дал определение способностям. В понятии «способности» по его мнению, заключено следующее: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве, и продолжается в школе. В играх развивают двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, творческие способности . Становление и развитие способностей это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее идет развитие. Развитие Способностей происходит поэтапно.

Выделяют следующие уровни способностей: 1. репродуктивный, который  обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения. 2. творческий, обеспечивает создание нового, оригинального.

Рубинштейн сформулировал основное правило развития Способностей человека: развитие Способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой Способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития Способностей более высокого уровня. Способность человека определяется диагнозом новых возможностей.

Существует два подхода к развитию способнос­тей: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу способности – это базовые понятия, единицы анализа, элементы струк­туры. Задатки определяют область возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельно­сти. Б.М. Теплов отмечал, что существует прямая связь между задатками (абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой..

Функциональный подход (личностный) рассматри­вает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Например, если испытуемый мо­тивирован стать музыкантом, то слух можно сформи­ровать (псевдоабсолютный слух). Способности форми­руются и развиваются в деятельности путем преобра­зования других природных задатков.

В настоящее время нет методик, с помощью ко­торых можно было бы с высокой степенью достовер­ности определить и измерить способности, особенно на ранних этапах развития человека. Тем не менее, исследователи считают возможным измерение спо­собностей. Б.М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем, что: способность есть индивидуальное свойство, ко­торое различно проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерять; способность есть свойство, связанное с успеш­ным освоением и осуществлением деятельности; ус­пех также можно измерять; способности не тождественны знаниям, умени­ям и навыкам.

Вопросы измерения способностей изучает диффе­ренциальная психология. Наиболее известными яв­ляются тесты, направленные на измерение умствен­ной одаренности, общих способностей, коэффициента интеллекта. Основателем данного направления пси­хологических измерений принято считать Ф. Гальтона (Англия). Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства. Во Франции А. Бине предпринял попытку выявить детей с раз­личными способностями к школьному обучению. При этом А. Бине не исследовал интеллект, а искал его показатели. В качестве критерия интеллекта высту­пали отличия одной группы испытуемых от другой. А. Бине установил группы заданий, которые успеш­но решаются детьми определенного возраста, что позволило ему диагностировать «умственный» воз­раст.

Таким образом, показателем «умственного» возраста являлся набор заданий, которые успешно выполняются детьми определенного хронологическо­го возраста.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *