Применение MMPI в юношеском контингенте

В юношеском возрасте завершается переход от детской зависимое к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями. Такой переход сопровождается необходимостью решать сложные проблемы выбора профессии, оценивать соответствие собственных способностей и склонностей выбираемому направлению деятельности, переносить большие и непривычно организованные нагрузки. Сложность этого периода жизни усугубляется и тем, что уже после выбора направления деятельности или учебы может обнаружиться, что характер деятельности не соответствует прежним представлениям о ней. Это приводит к когнитивному диссонансу, формированию интрапсихического конфликта, необходимости изменения установок. Как показывают накопленные к настоящему времени данные, такие проблемы актуальны, в частности, для студенческих контингентов. Все это обусловливает повышение требований к адаптивным возможностям и увеличивает потребность в своевременном психологическом консультировании, которое может опираться на результаты психодиагностического исследования с помощью методики многостороннего исследования личности. Нарушения адаптации, в том числе клинически выраженные, проявляющиеся психопатическими и невротическими расстройствами, чаше возникают на фоне заостренных (акцентированных) личностных черт, которые в условиях адаптационного напряжения способны снизить адаптивные возможности личности, быть почвой внутри- и межличностных конфликтов, природа которых зависит от типа акцента. Связанная с адаптивной недостаточностью декомпенсация протекает также относительно типично, давая таким образом возможность предсказать форму психического нарушения. В этой связи целесообразно рассмотреть данные, полученные при исследовании юношеского контингента, применительно к различным типам акцентированных личностей, тем более, что акцентированные личностные черты чаще формируются в юношеском возрасте.

У лиц с акцентированным личностными чертами в исследованном студенческом контингенте’, отмечаются пики профиля методики многостороннего исследования личности (высота которых обычно составляет 65-75 Т-баллов) на шкалах, определяющих характер акцента. Рассматриваемые ниже группы акцентированных личностей в основном соответствуют классификации К. Леонгарда.

Сверхточные личности. Поведение лиц, принадлежащих к данной группе, обращает на себя внимание в ситуациях, связанных с ответственностью и тщательностью. Такие люди высоко ценятся в тех видах деятельности, где требуется присущая им скрупулезность и добросовестность, а склонность к педантизму не является помехой ни для них самих, ни для окружающих. Естественно, что при работе в условиях недостаточной информации, частой и резкой смены направления деятельности, необходимости удовлетворяться грубыми, приблизительными результатами в ущерб деталям, “сверхточные” личности будут находиться в состоянии постоянной фрустрации. С другой стороны, чрезмерная выраженность этих черт может вести к неудовлетворительной адаптации и в менее специфических условиях, поскольку обуславливает снижение способности действовать спонтанно, сообразно эмоциям и настроению, в связи с потребностью “все сначала тщательно обдумывать”. Даже тогда, когда объективных причин для дальнейших колебаний нет, продолжаются поиски возможных упущений. Потребность в перепроверке проделанной работы возрастает по мере увеличения ответственности, так что важные задания с большим трудом доводятся до конца. При возникновении клинически выраженных нарушений адаптации у личностей этого типа могут обнаруживаться навязчивые мысли и действия, рассматриваемые в рамках психиатрических категорий психастении и обсессивного невроза.

Усредненный профиль этой группы лиц в исследованном юношеском контингенте характеризовался пиком профиля на седьмой шкале, отражающим описанные личностные черты, и умеренным повышением на второй и нулевой шкалах, отражающим актуальную тревогу и склонность к избирательным контактам.

Для вошедших в эту группу были типичны склонность к тревожным реакциям, более или менее выраженное стремление избегать неудачи путем постоянного контроля своих действий, тщательного продумывания и взвешивания решений. Они отличались стремлением к упорядоченности, цельности и систематичности, строгому соблюдению установленных правил и распорядка, тщательному планированию предстоящей деятельности. Им была свойственна также потребность ощущать себя частью социального целого в сочетании с тревогой по поводу возможности сохранения желаемого уровня социальных контактов, скрупулезность, точность и добросовестность. Эти лица, несмотря на ответственное и добросовестное отношение к учебе и достаточный уровень подготовки, испытывали трудности при работе, протекающей в условиях эмоционального стресса и с трудом переносили сессионную нагрузку. Высокий уровень тревожности заставлял их избегать формализованных форм общественной активности и предпочитать ее неформальные виды. Их товарищеские качества оценивались высоко. Если описанные акцентированные черты заострялись, то они проявлялись неопределенным беспокойством, напряженностью, затруднением концентрации внимания, невозможностью выбрать главное и отвлечься от несущественного. При эффективной адаптации к условиям обучения и студенческому коллективу выраженность этих черт ослабевала. Появлялось умеренно выраженное стремление подчеркивать гармоничность в отношениях с окружающими, оптимизм, увеличивалась предприимчивость и изобретательность. Однако у лиц с резкой выраженностью особенностей, характерных для рассматриваемого типа, социально-психологическая адаптация затруднялась или становилась невозможной. „

Ригидные личности. Данная группа характеризуется тенденцией к повышенной устойчивости аффективно окрашенных переживаний. В поведении это проявляется в выраженном стремлении к повышению собственной значимости, честолюбии, чувствительности в отношении несправедливости, целеустремленности, малой подверженности воздействию различных “сбивающих” факторов в деятельности. Если личность с такими чертами находит благоприятные условия для реализации связанных с ними потребностей, адаптация ее полноценна и индивидуум может быть весьма полезным членом общества. В противном случае, а также при чрезмерной выраженности ригидности наблюдается болезненная обидчивость, подозрительность, постоянные предположения о возможности ущемления каких-либо прав, склонность к преувеличению собственных способностей и объяснению неудач неблагожелательностью окружающих. Когда нарушение адаптации, обычно проявляющееся в серьезных межличностных конфликтах, достигаем степени заметного нарушения психического здоровья, оно рассматривается психиатрами как психопатический синдром сверхценных образований или паранойяльный.

Усредненный профиль юношеской группы с описанными «акцентированными чертами определялся пиком на шестой шкале, который сочетался с умеренно выраженными пиками на третьей и девятой шкалах, резким снижением на нулевой и явным понижением на четвертой.

Юноши, составившие эту группу отличались настойчивостью, принципиальностью, склонностью к рационализированным возражениям при попытках изменения сформировавшихся концепций в сочетании с тенденцией относить все возникающие трудности за счет ошибочных или предвзятых действий преподавателей и сокурсников. Для этих лиц была характерна повышенная социальность. У большинства исследованных, обнаруживших такие особенности личности, описанные черты сочетались с нетерпимостью к ситуациям неопределенности, стремлением доминировать.

При умеренной выраженности описанных черт они могли даже способствовать эффективной адаптации в условиях обучения, однако при их резкой акцентированности социально-психологическая адаптация затруднялась из-за возникновения подозрительности, злопамятности, обидчивости, упорного проведения неадекватной линии поведения в вопросах несущественных, но приобретающих в их глазах сверхценное значение.

Демонстративные личности. Для этой группы акцентированных личностей характерны черты, связанные с выраженной тенденцией к вытеснению из сознания различного рода переживаний, не соответствующих потребностям индивидуума в данный момент. Потребность в утверждении собственной значимости в ходе социальных контактов у таких лиц сдерживается меньше, чем у других, вследствие готовности к вытеснению переживаний, с которыми связаны чувства стеснения и смущения, сдерживающих стремление привлекать к себе внимание окружающих. Поэтому характерологической чертой этих личностей, в первую очередь обращающей на себя внимание в повседневном общении, и бывает демонстративность. Большое значение имеет высоко развитая способность демонстративных личностей исключать из поведения все, не относящееся к соответствующей моменту роли. При умеренной выраженности акцентированных черт и наличии достаточных этических установок такого рода особенность может значительно облегчить адаптацию и способствовать социальному успеху. В противном же случае склонность к немедленному удовлетворению потребностей но неспособность подчинить свое поведение отдаленным целям проявляется в эмоционально незрелом, эгоистическом поведении. Если это поведение достигает степени, при которой можно говорить о психопатических расстройствах, оно носит характер патологического эгоизма, типичного для истероидных психопатов. Кроме того, повышенная способность к вытеснению распространяется и на различные соматические явления в форме истерических автоматизмов и инактивации (выключение или автоматизация двигательных навыков, нарушение вегетативных функций и т.д.).

В усредненном профиле группы студентов с акцентированными чертами этого типа рассмотренные особенности находят свое отражение в ведущем пике профиля на третьей шкале и умеренном ее повышении на первой. Помимо этих пиков, определяющих форму профиля, отмечает, небольшое его повышение на восьмой шкале и выраженное снижение на нулевой, а на оценочных шкалах — наиболее выраженный подъем на шкале К.

Юноши с таким типом профиля отличались потребностью привлекать и удерживать благожелательное внимание окружающих, быть “душой компании”. Эта потребность успешно реализовывалась при нерезкой выраженности акцентированных черт, тенденция отрицать свои трудности и любые формы неблагополучия (что отражается в сочетании пика профиля на третьей шкале с его повышением на шкале К) , способности организовывать широкие, хотя и поверхностные контакты. Если по мере углубления контактов и более тесном взаимодействии межличностные отношения нарушались, лица этого типа предпочитали обычно сменить сужение, а не пытаться изменить свое поведение, чтобы наладить изменившиеся отношения.

Их адаптация к процессу обучения в существенной мере определялась характером отношений, которые складывались между ними, преподавателями и сокурсниками, и они плохо переносили четко формализованные ситуации. В частности, зкзаменационный стресс у них более выражен в условиях тестового экзамена, чем при сдаче экзамена благожелательному преподавателю. Неспособность реализовать свои притязания, соответствовать предъявляемым требованиям, поддерживать значимые или необходимые отношения приводили к декомпенсации состояния, которое чаще проявлялось истерической симптоматикой или развитием соматических нарушений, позволяющих выйти из ситуации социально приемлемым путем.

Циклотимические личности. Отнесенные к этой группе индивидуумы характеризуются длительным преобладанием повышенного или, наоборот, пониженного фона настроения, которое по своей интенсивности и устойчивости неадекватно вызвавшей его причине. Нередко такую причину вообще не удаемся определить и колебания настроения происходят, по всей видимости, спонтанно. Разновидностями может быть постоянно повышенное настроение с выраженной склонностью к активности в различных сферах деятельности, многообразием интересов и высокой психической и физической выносливостью ( гипертимные личности). При этом может превалировать либо компонент собственно хорошего настроения с относительно умеренной активностью, либо утрированная активность без существенной эйфории. Пока деятельность таких личностей остается продуктивной и направлена на общественно полезные цели (чему в профиле методики соответствует умеренный пик на девятой шкале) адаптация их, осуществляемая обычно по гетеропластическому типу, весьма совершенна. Если, однако, черта эта заострена настолько, что многочисленные предприятия не доводятся до конца, объективные трудности и препятствия не учитываются, теряется чувство дистанции и такта в межличностных отношениях, то такое поведение более характерно для гипертимных психопатических личностей.

При выраженной акцентированности этих черт отмечалось снижение адаптированности из-за недостаточной способности реализовывать целенаправленное поведение, повышенной отвлекаемости, чрезмерно легкого переключения с одного вида деятельности на другой, переоценке собственных возможностей. Межличностные отношения могли нарушаться из-за неспособности поддерживать длительные контакты, адекватно оценивать реакции окружающих, развязности, бестактности.

В рассматриваемом юношеском контингенте усредненный профиль этой группы характеризовался выраженным пиком на девятой шкале и не менее выраженным снижением на второй, что указывало на равную выраженность компонентов активности и аффекта в гипертимном фоне. Снижение профиля на нулевой шкале отражает широту, нестойкость и поверхностный характер контактов, а повышение по шкале К оказывает на реализацию активности, главным образом, в условиях, ограниченных конвенциальной нормой (т. е. в рамках социально одобряемых форм деятельности).

Исследованные студенты с таким типом профиля отличались активностью, жизнерадостностью, инициативностью, поддерживали широкие общественные связи. При наличии оптимистической оценки перспективы они обнаруживали четкую тенденцию к удовлетворенности своим положением в институте, отношениями со значимыми для них людьми, качеством учебного процесса. Высокая самооценка этих лиц сохранялась даже при средней успеваемости. При резкой выраженности акцентированных черт у лиц этого типа появлялись неадекватная гиперактивность, несдержанность, повышалась отвлекаемость, неустойчивость внимания, появлялась недооценка трудностей и склонность планировать существенно важную деятельность на заведомо недостаточные сроки.

В качестве антипода указанной черты описывают тенденцию к постоянно пониженному настроению, часто с некоторой заторможенностью в протекании психических и моторных актов, пониженной продуктивностью в работе. Это личностигипотимные . Для лиц этого типа характерно серьезное отношение к жизни сосредоточение на печальных ее аспектах, неблагоприятных событиях, тенденция к пессимистической оценке ситуации и перспектив. Они отличаются также склонностью поддерживать относительно узкий круг значимых контактов, тягостными реакциями на их прекращение и затруднениями при необходимости образовывать новые контакты иди поддерживать широкие социальные связи. Пока эти лица успешно справляются с повседневными обязанностями и остаются адаптированными в привычной среде (при этом характерный для них пик’ профиля на второй шкале остается умеренным) , они могут быть достаточно эффективными благодаря тактичности, серьезному отношению к деятельности и окружению, обычно хорошей интериоризации социальной нормы, развитым этическим ценностям, блокаде эгоистических тенденций. Во многих видах деятельности, особенно связанных с необходимостью к поддержанию широкого круга контактов, выполнению деятельности в высоком темпе и в ограниченные сроки, осуществлению роли лидера, они не могут соперничать с окружающими, выполнять работу на уровне своего обычно высокого внутреннего стандарта, что приводит к развитию интрапсихического конфликта и декомпенсации состояния, выражающейся в углублении депрессивных тенденций. Причиной декомпенсации может служить выраженное изменение жизненного стереотипа и разрыв сложившихся межличностных контактов. В этом случае отмечается еще более глубокое снижение эмоционального фона, инициативности, продуктивности, что в профиле методики отражается в повышении пика на второй шкале обычно с понижением его на девятой. Как уже отмечалось, описанные черты устанавливаются уже в детстве. Для юношеского контингента такие черты не являются характерными и обычно выделяют лиц этого типа из числа сверстников.

В исследованном юношеском контингенте усредненный профиль гипотимных акцентированных личностей характеризовался пиком на второй шкале, снижением его на девятой и дополнительными подъемами на седьмой и нулевой шкалах. В период обучения студенты с такими личностными особенностями отличались добросовестным отношением к занятиям, серьезным стремлением к получению знаний, чувством. ответственности. Формальная успеваемость у них обычно была ниже, чем уровень их компетентности из-за неспособности быстро включаться в экзаменационную ситуацию при устном экзамене и недостаточном темпе выполнения заданий при тестовом. О них, как правило, хорошо отзывались товарищи, но тем не менее они держались обособленно или примыкали к небольшой группе, хотя потребность в эмпатической связи у них выражена.

Депрессивные состояния, возникающие при декомпенсации у таких акцентированных личностей, могли приводить к невозможности продолжать обучение, академическим отпускам, иногда повторным.

Однократное обследование с помощью методики многостороннего исследования личности позволяет решать вопрос о наличии стойкой гипер- или гипотимии, преходящих состояний одного из этих типов или их смене, нередко наблюдающейся у циклотимических личностей. Для решения этого вопроса необходимо повторное исследование в процессе динамического наблюдения.

Аутичные личности: Если рассматривать личность с точки зрения того значения, которое имеют для нее переживания, связанные с внешним или внутренним миром, то можно отметить, что лица, которые по тем или иным причинам предпочитают одиночество контактам с людьми, нередко испытывают определенный недостаток социализации. Поскольку именно от особенностей социализации в конечном счет зависит степень, в которой индивидуум разделяет общие установки, социальные навыки и роли, то становится очевидным, что такие личности более или менее отличаются своеобразием и оторванностью от реальности, особенно в отношениях с окружающими. Такая “автономия” психики обозначается как аутизм.

При умеренной выраженности аутизма можно отметить развитое воображение, оригинальность мышления, малую эмоциональную реактивность в ситуациях, являющихся конфликтными для большинства, что может положительно сказываться на адаптации. Сравнительная эмоциональная независимость от окружающих и различия в системе ценностей могут, однако, создавать почву для неудовлетворительных межличностных отношений. Кроме того, обусловленная этими явлениями — недостаточность обратной связи, т. е. адекватной оценки реакции окружающих на собственные поступки, может в наиболее неблагоприятных случаях иметь следствием прогрессирующий, самоподдерживающийся процесс своеобразной организации мышления, особенно сказывающийся в сфере межличностных отношений, что может уже приобретать психопатологическое значение.

Усредненный профиль студентов вошедших в эту группу, характеризовался пиком на восьмой шкале, отражающим степень отчуждения, дистанцирования, аспонтанности, тогда как относительно низкий уровень профиля на нулевой шкале свидетельствует о формально достаточных контактах.

Юноши этого типа характеризовались более или менее своеобразным модусом мышления, логики и ценностных ориентаций, ориентированностью преимущественно на собственные, а не на внешние критерии поведения. Благодаря этому уменьшалась их зависимость от социальной среды. Этим лицам был свойственен также некоторый инфантилизм. При умеренной выраженности описанных черт они могли даже способствовать эффективной адаптации в условиях обучения, исключая неоправданную тревогу и способствуя поиску оригинальных подходов в решений. Однако даже при удовлетворительной адаптации такого рода личности испытывали социальные затруднения в большей мере, чем это было свойственно их однокурсникам.

У лиц с выраженной акцентированностью этих черт затруднения в организации социальных контактов в значительной мере определяли нарушения адаптации, порождали ощущения отчужденности, непонятости, отгороженности. Помимо этого выраженное своеобразие логики могло вызвать существенные осложнения в усвоении учебной программы или даже приводить к неспособности воспринять ее.

Неуправляемые личности. Относящиеся к данной группе субъекты склонны реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без достаточного осмысливания ситуации. Такая несдержанность проявляется, в частности, в агрессивных актах, совершаемых в состоянии гнева. При этом выраженность реакций чрезмерна, их интенсивность очевидно не соответствует вызвавшей их причине. Реакции недовольства и протеста, не обязательно доходящие до степени явно
агрессивных поступков, могут возникать по самым разнообразные поводам, особенно при попытках регламентировать действия таких личностей или в ситуациях, предполагающих жесткий, формализованный контроль.

Хотя эти реакции бывают, вероятно, наиболее частой причина” конфликтов, чрезмерная спонтанность и необдуманность поведения проявляются и в других сферах, например в сексуальной.

Для лиц этого типа вообще характерна тенденция к непосредственной, нередко импульсивной реализации своих влечений без предварительного продумывания последствий, планирования, учета социально этических норм. Нередко эти лица склонны к злоупотреблению алкоголем.

Усредненный профиль исследованной группы юношей этого типа характеризовался пиком на четвертой шкале, отражающим низкий уровень интериоризации социальной нормы и неспособность извлекать пользу из собственного негативного опыта, и подъемом на восьмой и девятой шкалах, отражающим трудность фиксации на какой-либо определенной деятельности.

При благоприятных условиях и умеренной выраженности описанных черт они могут длительное время не препятствовать эффективной деятельности и, в частности, процессу обучения, особенно при наличии достаточно высокого формального интеллекта. Однако, при длительном и тесном взаимодействии с окружением, в условиях регламентации учебного процесса свойственные личностям этого типа импульсивность, неспособность учитывать принятые нормы, подчиняться требованиям дисциплины неизбежно обуславливают затруднения социальной адаптации, порождают конфликты. Такие студенты нетерпеливы, неспособны к систематической деятельности, легко переключаются на удовлетворение сиюминутных побуждений. Повторные нарушения дисциплины, асоциальные поступки, склонность к злоупотреблению алкоголем осложняют их обучение, а иногда делают невозможным его продолжение.

Наблюдающиеся в юношеском возрасте акцентированные личностные черты могут в дальнейшем трансформироваться и ослабляться. Однако в большинстве случаев они устойчиво сохраняются и в зрелом возрасте.

В заключение следует отметить, что в процессе индивидуальной диагностики необходимо учитывать не только основной тип профиля, позволяющий судить о типе акцентированной личности, но и все дополнительные его пики, в соответствии с принципами, изложенными в разделе “Основы интерпретации”.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *