Проблемы вступления ребенка в подростковый период
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А. и Велента Т.Ф. выделяют признаки, свидетельствующие о переживании семьей данного нормативного кризиса:
- — рост напряжения в детско-родительскои подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;
- — проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания и др.);
- — резкое падение школьной успеваемости;
- — соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;
- — подростковая депрессия;
- — конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;
- — актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов;
- общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуациеи;
- чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;
- ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка.
Проверка терапевтических гипотез предполагает выявление вектора напряженности в семье, например, путем установления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях, семейных правилах, ролях, степени близости и т. д. На этом этапе активным участником диагностических процедур является подросток.
Диагностика семьи с ребенком подростком
могут быть использованы следующие методики:
— анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений
- методика «Генограмма» (Боуэн М.);
— выявление уровня сплоченности семьи ( психологической дистанции)
- методики РА5Т (тест Геринга),
- «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемил- лер, О. В. Черемисин),
- РАСЕ5-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре);
— выявление реальных и идеальных представлений членов семьи друг о друге и характера их межличностных отношений
- методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири, в адаптации Л. Н. Собчик);
— анализ ролевой структуры семьи
- методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова),
- анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова);
— исследование детско-родительских отношений
- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис),
- опросник «Родителей оценивают дети» (И. А. Фурманов и А. А. Аладьин),
- методика «Измерение родительских установок и реакций» (РАК!) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет и Т. В. Архиреевой),
- опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (И. М. Марковская),
- методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин),
- тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А. Г. Лидере и И. В. Анисимовой).
— исследование семейных отношении
- проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».